Внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Особенности у детей»

Ф КГМУ 4/3-06/03

ПП КГМУ 4/03

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра физиологии

 

 

Методические указания для самостоятельной работы студентов

Под руководством преподавателя

 

Тема: «Физиологические методы исследования параметров

Внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Особенности у детей»

Специальность: 051301 «Общая медицина»

Дисциплина: Физиология-2

Курс: 3

Составитель: ст. преподаватель Салихова Е.Ю.

 

 

Караганда 2014

 

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры

Протокол № от 2014г.

 

Зав.кафедрой Физиологии,

д.м.н., профессор Ф.А.Миндубаева

 

 

 

  • Тема: «Физиологические методы исследования параметров

внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Особенности у детей»

· Цель:По окончании самостоятельного изучения вопросов темы продемонстрировать знания физиологических методов исследования внешнего дыхания и умение регистрировать и интерпретировать параметры внешнего дыхания.

· Задачи обучения:

o изучить теоретические вопросы темы для использования полученных знаний на практике при выполнении работ и анализе результатов исследований.

o при выполнении работ продолжить формирование научно-исследовательской компетенции.

· Форма проведения:самостоятельное изучение вопросов темы, оформление протоколов, интерпретация зарегистрированных параметров внешнего дыхания, анализ полученных результатов, написание выводов.

· Задания по теме:в тетради для ведения протоколовзаписать ход выполняемых на занятии работ, зарисовать графики, внести полученные результаты в таблицы ( в соответствии с требованиями каждой работы), проанализировать их и сделать выводы.

 

Работа 1. Определение ЖЕЛ и ее составных частей при помощи спирометра Спиро С-100

( Спирометрия).

Цель: Измерить ЖЕЛ и составляющие ее объемы.

Ход работы: см. инструкцию к работе Спирометра С-100

Полученную спирограмму вклеить в протокол

Результаты занести в таблицу:

Легочные объемы и емкости Способ определения Результат
ДО Объем воздуха поступающий с каждым дыхательным циклом при спокойном дыхании ДО =  
РО вдоха Максимальный объем воздуха, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха. РО вд= ЖЕЛ – (ДО + РО выд) РО вд=
РО выдоха Максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после спокойного выдоха. РО выд=
Е вдоха Е вд= ДО + РО вд Е вд=
ЖЕЛ ЖЕЛ=ДО+РОвд+РОвыд ЖЕЛ =  

Вывод: Сделать заключение о соответствии полученных результатов физиологической норме.

 

Работа 2. Определение должной ЖЕЛ в сравнении с измеренной.

Должную жизненную емкость легких определяют по таблице-номограмме, учитывая пол, рост и возраст.

% отклонения ЖЕЛ от ДЖЕЛ рассчитывают по формуле:

ЖЕЛ Х 100 - 100%

ДЖЕЛ

Вывод: Сделать заключение о соответствии полученных результатов физиологической норме, указать допустимое отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ. Сравнить рассчитанное отклонение с отклонением на зарегистрированной спирограмме ( в работе 1).

 

Работа 3. Пневмотахометрия.

Цель: Определить максимальную скорость воздушного потока при форсированном выдохе, свидетельствующую о тренированности дыхательных мышц.

Ход работы: см. инструкцию к работе Спирометра С-100

Полученные результаты внести в таблицу, рассчитать индекс Тиффно и индекс Генслара

Параметры Пределы физиологических колебаний Результаты собственного исследования
ФЖЕЛ Форсированная жизненная ёмкость легких 5,0-7,0 л  
ОФВ1 Объём ФВ за первую секунду 75% от ЖЕЛ  
ИТ Индекс Тиффно (ОФВ1/ЖЕЛ) не менее 70%  
ИГ Индекс Генслара (ОФВ1/ФЖЕЛ) не менее 70%  
СОС25-75 Средняя объёмная скорость выдоха на участке от 25% до 75% объёма ФЖЕЛ 0,5-12,0 л/с  
СОС 75-85 Средняя объёмная скорость выдоха на участке от 75% до 85% объёма ФЖЕЛ 0,2-2,0 л/с  
ПОСвыд Пиковая объёмная скорость ФВ 0,5-15,0 л/с  
мос25 Мгновенная объёмная скорость ФВ на уровне 25% ФЖЕЛ 0,5-15,0 л/с  
мос50 Мгновенная объёмная скорость ФВ 50% ФЖЕЛ 0,2-12,0 л/с  
мос75 Мгновенная объёмная скорость ФВ 75% ФЖЕЛ 0,1-6,0 л/с  
Тпос Время достижения ПОС ФВ 0,05-0,18 с  

Вывод: Сделать заключение о соответствии полученных результатов физиологической норме. Указать значение в клинической практике индексов Тиффно и Генслара.

 

· Литература

Основная

1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов Мед.вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. - 520 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 2007.

3. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.

4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - С. 113-139.

6. Физиология человека. Учебник под ред. Н.А.Агаджаняна. – М-Н.: Медицина, 2005. – 520 с.

Дополнительная

1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т2. – С. 12-18, 47-48.

2. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 20-30, 106-117.

3. Физиология человека / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – А.-Ата: Казахстан, 1992. – Кн. 1. – С. 79-90.

 

· Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)