Внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Особенности у детей»
Ф КГМУ 4/3-06/03
ПП КГМУ 4/03
Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра физиологии
Методические указания для самостоятельной работы студентов
Под руководством преподавателя
Тема: «Физиологические методы исследования параметров
Внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Особенности у детей»
Специальность: 051301 «Общая медицина»
Дисциплина: Физиология-2
Курс: 3
Составитель: ст. преподаватель Салихова Е.Ю.
Караганда 2014
Обсуждены и утверждены
на заседании кафедры
Протокол № от 2014г.
Зав.кафедрой Физиологии,
д.м.н., профессор Ф.А.Миндубаева
- Тема: «Физиологические методы исследования параметров
внешнего дыхания (спирометрия, спирография). Особенности у детей»
· Цель:По окончании самостоятельного изучения вопросов темы продемонстрировать знания физиологических методов исследования внешнего дыхания и умение регистрировать и интерпретировать параметры внешнего дыхания.
· Задачи обучения:
o изучить теоретические вопросы темы для использования полученных знаний на практике при выполнении работ и анализе результатов исследований.
o при выполнении работ продолжить формирование научно-исследовательской компетенции.
· Форма проведения:самостоятельное изучение вопросов темы, оформление протоколов, интерпретация зарегистрированных параметров внешнего дыхания, анализ полученных результатов, написание выводов.
· Задания по теме:в тетради для ведения протоколовзаписать ход выполняемых на занятии работ, зарисовать графики, внести полученные результаты в таблицы ( в соответствии с требованиями каждой работы), проанализировать их и сделать выводы.
Работа 1. Определение ЖЕЛ и ее составных частей при помощи спирометра Спиро С-100
( Спирометрия).
Цель: Измерить ЖЕЛ и составляющие ее объемы.
Ход работы: см. инструкцию к работе Спирометра С-100
Полученную спирограмму вклеить в протокол
Результаты занести в таблицу:
Легочные объемы и емкости | Способ определения | Результат |
ДО | Объем воздуха поступающий с каждым дыхательным циклом при спокойном дыхании | ДО = |
РО вдоха | Максимальный объем воздуха, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха. РО вд= ЖЕЛ – (ДО + РО выд) | РО вд= |
РО выдоха | Максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после спокойного выдоха. | РО выд= |
Е вдоха | Е вд= ДО + РО вд | Е вд= |
ЖЕЛ | ЖЕЛ=ДО+РОвд+РОвыд | ЖЕЛ = |
Вывод: Сделать заключение о соответствии полученных результатов физиологической норме.
Работа 2. Определение должной ЖЕЛ в сравнении с измеренной.
Должную жизненную емкость легких определяют по таблице-номограмме, учитывая пол, рост и возраст.
% отклонения ЖЕЛ от ДЖЕЛ рассчитывают по формуле:
ЖЕЛ Х 100 - 100%
ДЖЕЛ
Вывод: Сделать заключение о соответствии полученных результатов физиологической норме, указать допустимое отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ. Сравнить рассчитанное отклонение с отклонением на зарегистрированной спирограмме ( в работе 1).
Работа 3. Пневмотахометрия.
Цель: Определить максимальную скорость воздушного потока при форсированном выдохе, свидетельствующую о тренированности дыхательных мышц.
Ход работы: см. инструкцию к работе Спирометра С-100
Полученные результаты внести в таблицу, рассчитать индекс Тиффно и индекс Генслара
Параметры | Пределы физиологических колебаний | Результаты собственного исследования | |
ФЖЕЛ | Форсированная жизненная ёмкость легких | 5,0-7,0 л | |
ОФВ1 | Объём ФВ за первую секунду | 75% от ЖЕЛ | |
ИТ | Индекс Тиффно (ОФВ1/ЖЕЛ) | не менее 70% | |
ИГ | Индекс Генслара (ОФВ1/ФЖЕЛ) | не менее 70% | |
СОС25-75 | Средняя объёмная скорость выдоха на участке от 25% до 75% объёма ФЖЕЛ | 0,5-12,0 л/с | |
СОС 75-85 | Средняя объёмная скорость выдоха на участке от 75% до 85% объёма ФЖЕЛ | 0,2-2,0 л/с | |
ПОСвыд | Пиковая объёмная скорость ФВ | 0,5-15,0 л/с | |
мос25 | Мгновенная объёмная скорость ФВ на уровне 25% ФЖЕЛ | 0,5-15,0 л/с | |
мос50 | Мгновенная объёмная скорость ФВ 50% ФЖЕЛ | 0,2-12,0 л/с | |
мос75 | Мгновенная объёмная скорость ФВ 75% ФЖЕЛ | 0,1-6,0 л/с | |
Тпос | Время достижения ПОС ФВ | 0,05-0,18 с |
Вывод: Сделать заключение о соответствии полученных результатов физиологической норме. Указать значение в клинической практике индексов Тиффно и Генслара.
· Литература
Основная
1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов Мед.вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. - 520 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 2007.
3. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.
4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - С. 113-139.
6. Физиология человека. Учебник под ред. Н.А.Агаджаняна. – М-Н.: Медицина, 2005. – 520 с.
Дополнительная
1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т2. – С. 12-18, 47-48.
2. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 20-30, 106-117.
3. Физиология человека / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – А.-Ата: Казахстан, 1992. – Кн. 1. – С. 79-90.
· Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.)