Музыка – вид искусства, отражающий
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Заочный факультет экономики и права
Раздаточный материал заочного факультета
По направлению подготовки «Юриспруденция» - 030900,
Квалификация «Бакалавр»
ЛОГИКА
Типовые решения задач
Контрольной работы
Москва 2013
ПОНЯТИЕ
Задание. К каждому из данных понятий подберите родовое и видовое понятия:
Ответ
1. Бежать двигаться (род.), быстро бежать (вид)
2. Кирпич строительный материал (род.), красный кирпич (вид)
Задание. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида, а какие – целого и части:
Ответ
1. Солнечная система, солнце целое и часть
2. Солнце, вечернее солнце род и вид
3. Часы, циферблат целое и часть
4. Часы, настенные часы род и вид
Задание. Укажите единичные и общие понятия:
Ответ
1. Оборона общее
2. Участник обороны Одессы общее
3. Студент Наливайко единичное
4. Мэр столицы общее
Задание. Укажите конкретные и абстрактные понятия:
Ответ
1.Двуличие абстрактное
2.Мобильник конкретное
3.Звонок на мобильник конкретное
4. Белизна абстрактное
Задание. Найдите положительные и отрицательные понятия:
Ответ
Анархист, положит.
Ненаглядный отрицат.
Нерест, положит.
Негодяй положит.
Задание. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными; если являются, то с какими соотносятся:
Ответ
1. Копия да, «оригинал»
2. Положение нет
3. Порок да, «добродетель»
4. Ложка нет
Задание. Найдите собирательные и несобирательные понятия:
Ответ
Бригадир несобирательное
Бригада собирательное
Член бригады несобирательное
Дерево несобирательное
Задание. Дайте полную логическую характеристику понятиям:
Ответ
1. Студент Хитрецов – видовое, единичное, конкретное, положительное,
соотносительное, несобирательное
2.Ненасытный – родовое, общее, абстрактное, отрицательное, со
относительное, несобирательное
Задание. Придумайте три понятия, каждое из которых одновременно относилось бы к четырем видам ПОНЯТИЙ:
Ответ
Общее, соотносительное, конкретное, положительное женщина
Единичное, видовое, конкретное, положительное озеро Байкал
Общее, родовое, абстрактное, отрицательное нематериальный
Задание. Подберите понятия, равнозначные данным:
Ответ
1. Квадрат равносторонний прямоугольник
2. Рука верхняя конечность человека
3. Байкал самое глубокое озеро в мире
Задание. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным:
Ответ
1. Глубокий мелкий, не глубокий
2. Правда ложь, не правда
Задание. Укажите, какие из приведенных пар понятий являются противоположными, а какие противоречащими:
Ответ
1.Высокий – низкий противоположные
2.Совершеннолетний – несовершеннолетний противоречащие
3.Высокий – невысокий противоречащие
Задание. Определите вид отношения между понятиями:
А – русский писатель;
В – зарубежный писатель:
Ответ
1.Отношение равнозначности
2.Отношение подчинения
3.Отношение соподчинения + (общее родовое понятие «писатель»)
Задание. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения с каждым из нижеприведенных примеров, с указанием в скобках общего для них родового понятия.
Ответ
1.Дискета кассета (носитель информации)
2.Летать бежать (двигаться)
Задание. Определите вид отношения между понятиями и изобразите его с помощью круговых схем:
1. Самолет(а), вертолет(б).
2. Самолет(а), военный самолет(в)
3. Самолет(а), летательный аппарат тяжелее воздуха(г)
4. Самолет(а), игрушка-самолет(д)
5.Самолет(а), вертолет(б), игрушка-самолет(д), военный самолет(в), летательный аппарат тяжелее воздуха(г)
Задание. Оцените правильность (неправильность) нижеприведенных определений. Применительно к неправильным отметьте допущенную ошибку (через указание на нее из нижеприведенного перечня 5-ти наиболее распространенных типов ошибок).
Ответ
1. Кибернетика – не искусство неправильное: определение не должно
быть отрицательным
1. Слишком широкое определение
2. Слишком узкое определение
3. Определение не должно содержать в себе круга
4. Определение не должно быть отрицательным +
5. Определение не должно содержать художественные образы, метафоры, сравнения
Ответ
Музыка – вид искусства, отражающий
действительность в звуковых художественных образах правильное
1. Слишком широкое определение
2. Слишком узкое определение
3. Определение не должно содержать в себе круга
4. Определение не должно быть отрицательным
5. Определение не должно содержать художественные образы, метафоры, сравнения
Задание. Правильно ли произведены обобщения исходных понятий, находящихся слева?
Ответ
1. Река – пресный водоем правильно
2. Маленькая река – большая река неправильно
3. Улица- квартал неправильно
Задание. Укажите подразумеваемые делимые понятия и основания деления:
Ответ
1.Блочный, кирпичный, панельный,
деревянный. Делимое понятие «дом», основание
деления « строительный материал»
Задание. Нарушено ли в следующих делениях понятий правило соразмерности деления? Если нарушено, предложите свой вариант.
Ответ
1. Войны бывают справедливые,
несправедливые и освободительные нарушено, так как «освободительные» -
избыточный член
Ответ
2.Урок: очень интересный, интересный,
не очень интересный, неинтересный не нарушено
Задание. Оцените правильность следующих делений понятия, квалифицируйте ошибки, если они имеются:
Ответ
1. Имена существительные бывают мужского,
женского и среднего рода правильное
Ответ
2. Одежда бывает мужская,
женская и детская неправильное: «детская» - лишний
член деления
Задание. Разделите объем каждого из понятий по избранному Вами основанию:
Ответ
1.Телефонный аппарат стационарный, мобильный
2. Климат засушливый, умеренный, влажный
Задание. Проверьте правильность ограничения понятий, расположенных слева; квалифицируйте ошибки, если они имеются, и предложите свой вариант:
Ответ
1. Классовое общество – представитель
классового общества нет ограничения, потому что
вообще разные понятия: об
щество и человек
2.Общество – классовое общество имеет место ограничение
3.Организм – орган зрения нет ограничения: разные поня
тия
Задание. Укажите, в каких примерах произведено деление понятий и в каких – расчленение целого на части:
Ответ
1.Атомы состоят из протонов, нейтронов и электронов расчленение целого
2. Удобрения бывают органические и минеральные деление понятия