Практическое занятие № 7. Юмор и сатира в романе Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»
1. Дебютный роман Ч. Диккенса: история создания и эволюция замысла (от комикса к «комической эпопее»). Журналистский опыт писателя и его реализация в романе. Особенности композиции.
2. Жанровая многомерность: физиологический очерк, фельетон, детектив, сентиментальный роман, пикареска, роман большой дороги, социально-психологический роман и др.
3. Сюжет романа большой дороги и его функции, художественное пространство и время. Жанровые традиции («Дон Кихот» М. де Сервантеса, «История Тома Джонса Найденыша» Г. Филдинга, «Приключения Перегрина Пикля» Т. Дж. Смоллетта, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна и др.) и их переосмысление. Функции вставных («серьезных») новелл. Соотношение названий глав и их содержания.
4. Комические характеры в романе:
– приемы создания характеров (портрет, речевая характеристика, детализация и пр.), средства создания комизма характеров, говорящие имена и фамилии;
– «пиквикисты» как галерея национальных характеров: Мистер Пиквик как тип «джентри», добрый чудак (ср. Дон Кихот), «ангел в гамашах» (сочетание комических и героических черт); Сэм Уэллер как тип бойкого слуги (Санчо Панса) и человек из народа (фольклорные и литературные традиции в его образе); Тапмен – герой-любовник (ср. Дон Жуан), Снодграсс – поэт-романтик, Уинкл – спортсмен, Джингл как тип обаятельного проходимца, пикаро и др.
5. Юмористическое начало в романе и средства создания комизма:
– эпизоды-анекдоты, их построение и функции;
– комедии положений (прием «практической шутки»), их своеобразие, соотношение с викторианской этикой и место в романе;
– ускорение действия («кинематографический» эффект)
– комизм на уровне стиля (гиперболы, метафоры, эпитеты и т.п.);
– элементы пародии в романе.
6. Сатира в романе, ее объекты. Соотношение сатиры и юмора в изображении эпохи и среды. Комическое и трагическое, комическое и сентиментальное.
7. «Самый веселый роман» Ч. Диккенса – природа юмора, его своеобразие и художественные функции в творчестве писателя в контексте развития викторианской литературы.
Тексты:Диккенс, Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба (любое издание) – главы 1-4, 10, 12, 13, 15, 19, 20, 22, 23, 26, 28.
Литература:
1. Бельский, А. А. Английский роман 1820-х гг. / А. А. Бельский. – Пермь, 1975.
2. в его современном звучании / В. В. Ивашева. – М.: Худ. лит., 1990.
3. Ивашева, В. В. «Век нынешний и век минувший...». Английский роман XIX века
4. Катарский, И. М. Диккенс / И. М. Катарский. – М.: Гослитиздат, 1960.
5. Михальская, Н. П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества / Н. П. Михальская. – М., 1959.
6. Сильман, Т. И. Диккенс / Т. И. Сильман. – М.: Худ. лит., 1970.
7. Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса : пер.с англ. / Э. Уилсон. – М.: Прогресс, 1975.
8. Честертон, Г. К. Чарльз Диккенс : пер. с англ. / Г. К. Честертон. – М.: Радуга, 1982.
Сост. Полушкин А. С.