Практическое занятие № 7. Юмор и сатира в романе Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»

1. Дебютный роман Ч. Диккенса: история создания и эволюция замысла (от комикса к «комической эпопее»). Журналистский опыт писателя и его реализация в романе. Особенности композиции.

2. Жанровая многомерность: физиологический очерк, фельетон, детектив, сентиментальный роман, пикареска, роман большой дороги, социально-психологический роман и др.

3. Сюжет романа большой дороги и его функции, художественное пространство и время. Жанровые традиции («Дон Кихот» М. де Сервантеса, «История Тома Джонса Найденыша» Г. Филдинга, «Приключения Перегрина Пикля» Т. Дж. Смоллетта, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна и др.) и их переосмысление. Функции вставных («серьезных») новелл. Соотношение названий глав и их содержания.

4. Комические характеры в романе:

– приемы создания характеров (портрет, речевая характеристика, детализация и пр.), средства создания комизма характеров, говорящие имена и фамилии;

– «пиквикисты» как галерея национальных характеров: Мистер Пиквик как тип «джентри», добрый чудак (ср. Дон Кихот), «ангел в гамашах» (сочетание комических и героических черт); Сэм Уэллер как тип бойкого слуги (Санчо Панса) и человек из народа (фольклорные и литературные традиции в его образе); Тапмен – герой-любовник (ср. Дон Жуан), Снодграсс – поэт-романтик, Уинкл – спортсмен, Джингл как тип обаятельного проходимца, пикаро и др.

5. Юмористическое начало в романе и средства создания комизма:

– эпизоды-анекдоты, их построение и функции;

– комедии положений (прием «практической шутки»), их своеобразие, соотношение с викторианской этикой и место в романе;

– ускорение действия («кинематографический» эффект)

– комизм на уровне стиля (гиперболы, метафоры, эпитеты и т.п.);

– элементы пародии в романе.

6. Сатира в романе, ее объекты. Соотношение сатиры и юмора в изображении эпохи и среды. Комическое и трагическое, комическое и сентиментальное.

7. «Самый веселый роман» Ч. Диккенса – природа юмора, его своеобразие и художественные функции в творчестве писателя в контексте развития викторианской литературы.

Тексты:Диккенс, Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба (любое издание) – главы 1-4, 10, 12, 13, 15, 19, 20, 22, 23, 26, 28.

Литература:

1. Бельский, А. А. Английский роман 1820-х гг. / А. А. Бельский. – Пермь, 1975.

2. в его современном звучании / В. В. Ивашева. – М.: Худ. лит., 1990.

3. Ивашева, В. В. «Век нынешний и век минувший...». Английский роман XIX века

4. Катарский, И. М. Диккенс / И. М. Катарский. – М.: Гослитиздат, 1960.

5. Михальская, Н. П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества / Н. П. Михальская. – М., 1959.

6. Сильман, Т. И. Диккенс / Т. И. Сильман. – М.: Худ. лит., 1970.

7. Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса : пер.с англ. / Э. Уилсон. – М.: Прогресс, 1975.

8. Честертон, Г. К. Чарльз Диккенс : пер. с англ. / Г. К. Честертон. – М.: Радуга, 1982.

Сост. Полушкин А. С.