Практическое занятие № 5. Своеобразие метода и стиля Г. Флобера в новелле «Простая душа»
1. Место Г. Флобера в литературе французского реализма. «Мир цвета плесени» в романах «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Бювар и Пекюше» и в новелле «Простая душа»
2. Своеобразие новеллистики Флобера: сборник «Три повести» – жанрово-тематическое единство, черты жития
3. «Современное житие» «Простая душа»: проблематика и поэтика:
- первая глава как увертюра: что и в какой последовательности описывает автор, какова цель этих описаний?
- вторая глава – история Фелисите: разделите главу на эпизоды, придумайте заглавия для каждого из эпизодов главы, как каждый из них характеризует героиню?
- история потерь и лишений Фелисите и ее хозяйки – “эпическая биография” героини: как меняются отношения г-жи Обен и ее служанки и характер Фелисите под влиянием горестной жизни?
- героический финал истории без героя: символика церковного праздника в сцене смерти Фелисите и ее значение
- своеобразие композиции новеллы
4. Флобер и его героиня: образ Фелисите и его специфика, Способы выражения авторской позиции. Своеобразие стиля Флобера и принципы его писательской манеры в новелле «Простая душа».
Литература:
1. Моруа, А. Гюстав Флобер // Моруа А. Литературные портреты (любое издание)
2. Моэм, С. Флобер и “Madame Bovary” // Моэм С. Подводя итоги. М., 1991. С. 356–380
3. Набоков, В. Две лекции по литературе: Гюстав Флобер. “Госпожа Бовари” // Иностранная литература. 1997. № 11. С. 185–214
4. Пузиков, А. И. Портреты французских писателей. – Жизнь Золя. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М., 1981.
5. Реизов, Б. Г. Творчество Флобера. М., 1957. – C. 186–301.
Сост. Полушкин А. С.