Практическое занятие № 5. Своеобразие метода и стиля Г. Флобера в новелле «Простая душа»

1. Место Г. Флобера в литературе французского реализма. «Мир цвета плесени» в романах «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Бювар и Пекюше» и в новелле «Простая душа»

2. Своеобразие новеллистики Флобера: сборник «Три повести» – жанрово-тематическое единство, черты жития

3. «Современное житие» «Простая душа»: проблематика и поэтика:

- первая глава как увертюра: что и в какой последовательности описывает автор, какова цель этих описаний?

- вторая глава – история Фелисите: разделите главу на эпизоды, придумайте заглавия для каждого из эпизодов главы, как каждый из них характеризует героиню?

- история потерь и лишений Фелисите и ее хозяйки – “эпическая биография” героини: как меняются отношения г-жи Обен и ее служанки и характер Фелисите под влиянием горестной жизни?

- героический финал истории без героя: символика церковного праздника в сцене смерти Фелисите и ее значение

- своеобразие композиции новеллы

4. Флобер и его героиня: образ Фелисите и его специфика, Способы выражения авторской позиции. Своеобразие стиля Флобера и принципы его писательской манеры в новелле «Простая душа».

 

Литература:

1. Моруа, А. Гюстав Флобер // Моруа А. Литературные портреты (любое издание)

2. Моэм, С. Флобер и “Madame Bovary” // Моэм С. Подводя итоги. М., 1991. С. 356–380

3. Набоков, В. Две лекции по литературе: Гюстав Флобер. “Госпожа Бовари” // Иностранная литература. 1997. № 11. С. 185–214

4. Пузиков, А. И. Портреты французских писателей. – Жизнь Золя. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М., 1981.

5. Реизов, Б. Г. Творчество Флобера. М., 1957. – C. 186–301.

 

Сост. Полушкин А. С.