Практическое занятие № 2. Итальянский характер в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини»

1. Италия в жизни и произведениях Ф. Стендаля: «итальянское бегство»

2. Сборник новелл «Итальянские хроники»: история создания, состав, тематика, «местный колорит»

3. Новелла «Ванина Ванини»: своеобразие проблематики и стиля:

- «кольцевая композиция»: опишите сцену бала, которой начинается произведение и как она корреспондирует с финальной репликой «Вскоре газеты сообщили о ее бракосочетании с князем Ливио Савелли»

- перипетийный сюжет и его повороты: встреча с «незнакомкой», исповедь Пьетро, роман между Пьетро и Ваниной, заговор карбонариев и предательство Ванины, добровольный арест Пьетро, ночной визит Ванины к министру юстиции, финал

- финальный диалог и его ключевая роль в новелле: почему Ванина признается Пьетро в своем предательстве?

- проблематика новеллы: конфликт «личного» и «общественного», женского и мужского начал, героического и обыденного, разума и сердца

- авторская позиция и способы ее выражения в тексте

4. Итальянский характер в изображении Стендаля: особенности психологизма

5. «Ванина Ванини» и роман «Красное и черное»: сходства и различия в проблематике и стиле

 

Литература:

1. Бент, М. И. Поэт действительности и знаток человеческого сердца // Литература в школе. 1983. № 1. С. 57–60

2. Мюллер-Кочеткова, Т. Стендаль. Встречи с прошлым и настоящим. Рига, 1989

3. Нерлих, М. Стендаль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) / Пер. с нем., коммент., рус. библиогр. М. И. Бента. – Челябинск: Урал ЛТД, 1999.

4. Прево, Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. M.-Л., 1960

5. Реизов, Б. Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978.

6. Фрид, Я. В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

7. Цвейг, С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой. M., 1992. C. 118-222.

Сост. Полушкин А. С.