Практическое занятие № 1. От романтизма к реализму: творчество Генриха Гейне

1. Основные этапы жизни и творчества Гейне: между романтизмом и реализмом

2. Творчество Г. Гейне 1820-х гг. «Книга песен»

А) факты биографии, запечатленные в книге, структура сборника (основные циклы и их тематика);

Б) «Юношеские страдания»; основной пафос части; «Сновидения» в контексте романтической традиции («Зловещий грезился мне сон»); образ соперника («Мне снился франтик – вылощен, наряден…»); столкновение реализма и романтизма в стихотворении «Разговор в Падерборнской степи»;

В) «Лирическое интермеццо»: смысл названия; ожидание счастья в стихотворении «Когда чудесным майским днем», влияние фольклорной традиции; роль символов в стихотворениях «Из слез моих много родится», «На севере диком стоит одиноко»; сатирическая тональность («За столиком чайным в гостиной»).

Г) цикл «Возвращение на родину»: образ города (17, 18), интерпретация любовного чувства («Не знаю, что сталось со мною», «Сменяются поколенья»)

Д) цикл «Северное море»: философские стихотворения; особенности ритмического рисунка стихотворений «Вопросы», «В гавани»

3. Г. Гейне-прозаик: трансформация жанра путевого очерка в «Путевых картинах»: структура книги, жанровые приметы, субъективное и объективное в оценке реальности;

4. Творчество Г. Гейне 1840-х гг. поэма «Германия. Зимняя сказка»:

А) история создания поэмы;

Б) сюжетная канва: маршрут путешествия героя; внешние детали, подробности дорожных происшествий;

В) проблематика поэмы: отзвуки исторических событий (гл.4, 11), общенациональные проблемы современности;

Г) художественная организация материала: внутренняя связь композиционно рассредоточенных эпизодов (эпизоды с арфисткой, с Ротбартом, с предсказанием Гаммонии), кульминационный момент отчаяния героя (изменение тональности в оценке пруссачества гл. 3, 18; ослабление надежд на изживание власти монархов гл.7, 19);

Д) смысл названия поэмы: аллюзии на одноименную пьесу Шекспира, сходства во временной организации материала, в трактовке образа зимы. Сказочно-фантастические ситуации, мифологические образы, сновидения как средства субъективно-лирической оценки объективного мира.

Е) смысл финала поэмы

5. Образ лирического героя Г. Гейне; сочетание в его субъективных переживаниях сатирической остроты и лирической взволнованности, особенности стиля поэта;

6. Гейне в России;

Тексты:

Книга песен (выборочно); «Германия, зимняя сказка»; «Путевые картины» (выборочно);

Литература:

Анненский, И. Ф. Генрих Гейне и мы // Анненский, И. Ф. Книги отражений. – М., 1979.

Тураев С.В. Литература в годы посленаполеоновской реакции: [Немецкая литература]. Гофман. Эйхендорф. Шамиссо. Гейне. Граббе. Поздний Гете // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М., 1983.

Шиллер, Ф. П. Гейне Г. // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. – Т. 2.

Гейне в воспоминаниях современников. – М., 1988.

Гиждеу С. П. Лирика Генриха Гейне. М., 1983

Дейч А. Л. Поэтический мир Генриха Гейне // Дейч А. Л. Судьба поэтов: Гельдерлин. Клейст. Гейне. М., 1987. С. 106–550

Дмитриев А. С. Эстетические взгляды Генриха Гейне // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1988. № 5. С. 17–27.

Сост. Слепова, А. В., Полушкин А. С.