Вопросы и задания

1. Роман «Домби и сын» (1848) закрепил за Диккенсом славу социального романиста. Характеризуя реализм как главное художественное направление той поры, В.Г. Белинский писал: «Не нужно особенно пристально вглядываться в романы нашего времени, сколько-нибудь замечательные истинным художественным достоинством, чтобы увидеть, что их характер по преимуществу социальный. Довольно указать на романы Диккенса, обладающего талантом высшего разряда».

«Домби и сын» ­ прежде всего антибуржуазный роман. Все его содержание, образный строй, структура определяются пафосом критики частнособственнической морали. В этом многопроблемном романе доминирует образ-символ ­ фирма «Домби и сын», ее название стало заглавием романа.

Как определяет Диккенс значение фирмы для героев романа? Подкрепите свой ответ цитатами из текста.

Можно ли говорить о том, что главный конфликт, определяемый через мистера Домби, имеет социальный характер, что деньги предопределяют судьбы многих героев и развитие всех сюжетных линий романа?

2. Обнаруживаются ли в произведении Диккенса черты семейного романа? Аргументируйте свой ответ.

3. Идейно-художественным центром романа является образ Домби. В изображении мистера Домби большую роль играет авторское описание, органически продолженное характеристикой героя через поступок или развитие сюжетного действия. Мир вещей, предметов тоже вовлечен в сферу человеческих отношений, характеров, свойств. Вещи, дом ­ продолжение характеристики их хозяина.

Докажите, что писатель дает внешний портрет героя в неразрывной связи с окружающими его вещами, с обстановкой дома. Обратите, в частности, внимание на то, какими эпитетами характеризуется чаще всего дом мистера Домби. Как в описаниях дома-крепости Домби в начале и в конце романа преданы изменения его судьбы?

4. Все исследователи, занимающиеся изучением творчества Диккенса, говорят о последовательной сатирической обрисовке мистера Домби и, конечно, о неестественности превращения мистера Домби в конце романа в доброго старого джентельмена, горячо любящего свою внучку. «В этом-то, ­ пишет И.М. Катарский, ­ проступает элемент фальши: превращение Домби в «добряка» выдержано в духе фантастической истории перерождения Скруджа, но без всякого намека на фантастику».

Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Как реализуется в романе и какое развитие получает мотив «Домби» ­ тюрьма для человека? Так ли уж неожиданна и искусственна эволюция Домби в романе? Как она связана с композиционно-сюжетным построением романа?

5. В «Истории зарубежной литературы XIX века» (М., 1970. ­ Ч. 2) читаем: «С недоумением скорее, чем с болью, переживает Домби преждевременную смерть сына… Утрата сына для Домби ­ большая деловая неудача…»

Стоит ли отказывать мистеру Домби в искренней любви к маленькому Полю? Обоснуйте свой ответ, опираясь на текст романа.

6. Какую роль в раскрытии идейного содержания романа играет сюжетная линия Флоренс?

7. В членах семьи мистер Домби видит послушных исполнителей своей воли. «Домби часто имели дело с кожей, но никогда не имели дела с сердцем», ­ замечает автор.

Это положение становится ключевым для определения основного принципа деления нероев на две группы: тех, кто «не имеет сердца» или подавляет в себе его порывы; и тех, кто руководствуется в своих поступках велениями сердца, не страшится любви и откликается на несчастья окружающих. Кого из героев романа правомерно было бы отнести к первой из указанных групп; а кто, по вашему мнению, принадлежит ко второй? Есть ли в каждой из групп своя ключевая фигура, в изображении которой все доведено до крайности (например, герой ангелоподобный и герой чудовищный)?

8. Роман «Домби и сын» принято считать образцом сатирического произведения. Сатирико-юмористическая направленность художественной системы Диккенса сохраняется на протяжении всего его творчества. Очевидно, именно поэтому В.В. Ивашева пишет: «Художественный метод Диккенса в «Домби и сыне» остался таким же, каким он был в романах 30-х годов», хотя и склонна признать происшедшую переакцентировку в системе комической поэтики. Комическая стихия в романе выражена всеми гранями: комизм ситуаций, юмор в характеристике положительных персонажей сочетаются с язвительной иронией (очень часто в стиле свободной косвенной речи), сатирическим обличением отрицательных героев; часто используется лейтмотивно повторяемая сатирическая деталь. Типичный сатирический прием в стилистике Диккенса ­ саморазоблачение героя.

Как именно реализуются комизм и сатира в тексте романа? Приведите в качестве «иллюстрации» отдельные эпизоды произведения. Кроме того, ответьте на вопрос: к какой черте английского характера, воспринятой от буржуазии, Диккенс особенно непримирим?

 

Рекомендуемая литература

Тексты

 

Диккенс Ч. Домби и сын. (Любое издание)

 

Научная литература

 

Ивашева В.В. Творчество Диккенса. ­ М., 1954

Катарский Л.М. Диккенс. ­ М., 1960

Михальская Н.П. Чарлз Диккенс // История зарубежной литературы Х1Х века / Под ред. Н.П. Михальской. В 2 ч. – М., 1991. – Ч.1.­ С. 156 ­ 183.

Михальская Н.П. Нравственно-эстетический идеал и система авторских оценок в романе Диккенса «Домби и сын»// Филологические науки. – 1978. – N 5.

 

Дополнительная литература

 

Честертон К. Чарльз Диккенс. ­ М., 1982

Прошкина Е.П. О внутреннем монологе в романе Чарлза Диккенса // Вестник Ленинградского ун-та. История, язык, литература. – 1977. – N 2, вып.1.

Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. – М., 1975.