Финансовая система Республики Беларусь, ее сферы и звенья.

Тема : Финансовая система Республики Беларусь. Управление финансами. Финансовая политика

Финансовая система Республики Беларусь, ее сферы и звенья.

Понятие об управлении финансами

Органы управления финансами и их функции

Финансовая политика государства, ее содержание, задачи и требования

Роль государства в реализации финансовой политики на современном этапе развития экономики

Финансовая система Республики Беларусь, ее сферы и звенья.

В любом государстве имеется разнообразие сфер и звеньев финансовых отношений, отличающихся прежде всего формами и методами формирования финансовых ресурсов и их использования. Эти отличия обусловливают относительную обособленность и самостоятельность каждой сферы и звена в рамках единой экономической категории финансов.

В связи с этим, финансовая система представляет совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Финансовая система республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные ( централизованные финансы) и финансы предприятий (децентрализованные финансы).

В условиях рыночных отношений появляются такие сферы. Как финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, и финансы домашних хозяйств. Их становление в белорусской экономике находится на первоначальном этапе.

Следует отметить также и то, что ряд авторов в состав финансовой системы включает еще сферу финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государственные налоговые службы и т.д.). в этом случае не учитывается различие понятий «финансовая система» и «финансовый аппарат».

Первое из них сопряжено с финансовыми отношениями, а второе – с системой государственного управления, а потому не обосновано считать сферу финансовых органов частью финансовой системы.

Состав финансовой системы Республики Беларусь характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности.

Основные звенья – это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования (рис.1.2.)

Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами (см. схему).

 

 

 


Главным (но не базовым) звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д. немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели социальные услуги населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Порядок образования и использования внебюджетных фондов в Республике Беларусь регламентируется соответствующим законодательством. До 1998г. Их перечень был немалым и включал фонд социальной защиты населения, фонд содействия занятости, централизованные инновационные фонды, фонд финансирования детских дошкольных учреждений, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, дорожный фонд, фонд финансирования ведомственного жилья, фонд охраны природы, фонд энергосбережения и т.д. в отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов меньше контролируется. В целях усиления контроля за движением денежных средств в Республике Беларусь в Министерстве финансов сформировано казначейство, а с 1998г. В соответствии с Законом о бюджете почти все внебюджетные фонды стали целевыми бюджетными. В 2004г. В состав внебюджетных фондов вошли фонд развития строительной науки, формируемый Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, фонд стабилизации Министерства связи Республики Беларусь и централизованные инновационные фонды.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Объективная его необходимость кроется в нехватке средств государственного бюджета, наличии бюджетного дефицита и нецелесообразности осуществления для этих целей эмиссии. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производства, где создается чистый доход – главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы.

В зависимости от отраслевой направленности финансы этого подразделения делятся на

финансы предприятий промышленности,

сельского хозяйства,

строительства, грузового транспорта,

торговли и заготовок, лесного и водного хозяйства.

Финансы учреждений и организаций непроизводственных звеньев характерны тем, что здесь в основном не преследуется получение прибыли за исключением пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, страховых организаций и кредитных учреждений и ряда учреждений здравоохранения и просвещения, функционирующих на коммерческой основе.

В последнее время некоторая часть государственных учреждений и организаций непроизводственного звена стала функционировать на частичном коммерческом расчете, используя полученные доходы на свое развитие и материальное стимулирование работников

( вузы, медицинские и физкультурно-оздоровительные учреждения, научные организации и т.д.)

Финансовая система строится на принципах независимости, гласности, самофинансирования, обеспечения социальной справедливости.