Виды шкал и их особенности измерения

Шкала - это упорядоченный ряд отметок, соответствующий соотношению последовательных значений измеряемых величин. Шкалой измерений - принятая по соглашению последовательность значений одноименных величин различного размера. Пять видов шкал:
Шкала наименований (номинальная шкала). Это самая простая из всех шкал. В ней числа выполняют роль ярлыков и служат для обнаружения и различения изучаемых объектов. Числа, составляющие шкалу наименований, разрешается менять местами.

Шкала порядка. Места, занимаемые величинами в шкале порядка, называются рангами, а сама шкала называется ранговой, или неметрической. В такой шкале составляющие ее числа упорядочены по рангам (т.е. занимаемым местам), но интервалы между ними точно измерить нельзя.

Шкала интервалов. Это такая шкала, в которой числа не только упорядочены по рангам, но и разделены определенными интервалами. Особенность, отличающая ее от описываемой дальше шкалы отношений, состоит в том, что нулевая точка выбирается произвольно. Пример-календарное время (начало летоисчисления, температура, потенциальная энергия поднятого груза)

Шкала отношений. Эта шкала отличается от шкалы интервалов только тем, что в ней строго определено положение нулевой точки.

По шкале отношений измеряют и те величины, которые образуются как разности чисел, отсчитанных по шкале интервалов. Так, календарное время отсчитывается по шкале интервалов, а интервалы времени — по шкале отношений.

Шкала абсолютных величин. Во многих случаях напрямую измеряется величина чего-либо. Например, непосредственно подсчитывается число дефектов в изделии, количество единиц произведенной продукции, сколько студентов присутствует на лекции, количество прожитых лет и т.д. и т.п.

Результаты измерений по шкале абсолютных величин имеют наибольшую достоверность, информативность и чувствительность к неточностям измерений.

 

Вопросы для измерения отношения потребителей

Подход к измерению отношения заключается в ранжировании объектов в порядке их предпочтительности. Отношение респондентов в данном случае выражается в проценте "голосов", поставивших один из изучаемых объектов на первое, второе и т.д. места. Добавив вопросы типа: "Насколько предпочтительнее для вас товар марки А по сравнению с товаром марки Б?", можно определить относительное расстояние между оценками. Такое измерение можно осуществить с помощью ранее рассмотренного метода парных сравнений.

Рассмотрим случай торговой фирмы, которая хочет укрепить лояльность потребителей к данной фирме за счет укрепления своего имиджа. Для этого необходимо исследовать следующие вопросы: Какие факторы определяют имидж торговой фирмы? Какое влияние оказывает этот имидж на объем покупок и удовлетворенность потребителей? В какой степени уровень удовлетворенности влечет долгосрочную ориентацию на покупки в данной торговой фирме?

30. проектирование композиции анкетыУмение сконструировать хорошую, глубокую, грамотную анкету, которую легко, интересно и приятно заполнять респонденту – это показатель высокого мастерства и искусства социолога. Для исследователя – это всегда поиск баланса между собственными интересами и интересами респондента, поиск оптимальных формулировок, оптимального размера и количества вопросов. Чем больше человеку понравится анкета, чем более интересной она ему покажется, тем более надежную и достоверную информацию от него можно получить. Композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов: Вводная часть (введение) - максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать темой опроса и пробудить в нем искреннее желание участвовать в проводимом исследовании. Основная часть включает в себя вопросы в определенной последовательности, раскрывающие содержание исследуемой темы. Основная часть структурируется на своеобразные разделы (блоки вопросов). Их последовательность и назначение должны быть строго определены, должны обеспечивать логичное восприятие анкеты респондентом и, вместе с тем, должны минимизировать влияние последовательности вопросов на опрашиваемых. Демографическая часть «Паспортичка» (вопросы о социально-демографических характеристиках респондента: поле, возрасте, семейном положении, материальном положении и др.) помещается в конце анкеты и не требует большого напряжения.