Национальная специфика невербальной коммуникации

Значительное число жестов у разных народов совпадает или понятно для других народов. Но на этом фоне особенно заметны различия невербальных систем.

Например, жест «о'кей» («отлично»), возникший в США в на­чале XIX в. и распространившийся в настоящее время во всех ан­глоязычных странах, в Европе и Азии, во Франции, к примеру, означает «ноль, ничего», в Японии — «деньги», в некоторых стра­нах Средиземноморья — гомосексуализм мужчины.

Жест «большой палец вверх» в США, Англии, Австралии и Но­вой Зеландии имеет три значения: просьбу подвезти, адресуемую водителю попутной машины, «все в порядке» и нецензурное зна­чение (быстрое выбрасывание вверх — «сядь на это»); в Греции этот жест означает «заткнись», у итальянцев и немцев — это цифра 1 (у итальянцев два обозначается указательным пальцем, у немцев и англичан — указательным и большим пальцами). Вообще, жестовый счет и жестовое обозначение цифр имеют яркую нацио­нальную специфику в различных языках.

Придуманный У. Черчиллем жест «победа» (вверх поднимают­ся средний и указательный пальцы) в Англии и Австралии вы­полняется только ладонью наружу, иначе он приобретает оскор­бительный смысл, а у русских он означает цифру два и может выполняться ладонью, повернутой к себе.

Демонстрация мизинца у американцев означает «плохо», у япон­цев — «любовница» и т.д. У японцев есть любопытный жест — из кулака выставляется одновременно мизинец и большой палец: «они — парочка».

Исследование невербальных сигналов в русском и немецком общении показало, что около трети сигналов имеют национальную специфику — они полностью или частично не совпадают, по-разному выполняются, имеют несовпадающие значения либо ока­зываются присущими только одной из сравниваемых культур.

Имидж

Имидж (image) —слово английское, в переводе означает «об­раз, изображение, впечатление». Но имидж — не простой образ, это образ, который человек для себя специально выбирает, со­здает и сознательно поддерживает, используя его для достижения тех или иных целей в жизни.

Имидж —это рассказ человека о себе своей внешностью и дей­ствиями, причем рассказ, который человек "рассказывает" посто­янно, что бы он в этот момент ни делал, где бы он ни находился.Имидж человека выполняет очень важную«коммуникативную» функцию —он «говорит» окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы человек стоит, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежит, каков его характер, темперамент, семейное положение, финансовые возможности, вкус, культура, воспитанность, отношение к людям и многое, многое другое.

Имидж предъявляется человеком постоянно, какнеосознанно (рядовой человек), так и вполне сознательно(начальники, учи­теля, артисты, музыканты, политики, публицисты).Выступаю­щие публично также обычно сознательно культивируют свою ма­неру поведения в аудитории, свой риторический имидж.

Не всегда «зрители» четко осознают свои впечатления от имиджа того или иного человека и раскладывают по полочкам свои впе­чатления от него. Чаще всего большая часть этих впечатлений фор­мируется бессознательно. Но нередко один взгляд на человека спо­собствует быстрому принятию решения: интересный — неинте­ресный, нравится — не нравится, и этим сразу же закладывается будущая «программа» взаимоотношений с ним. Отметим, что пер­вое впечатление очень устойчиво.

Люди обычно крайне неохотно меняют свое мнение о челове­ке, сформировавшееся под влиянием первого впечатления.

Есть и такое наблюдение: первое впечатление всегда верно. Возможно, и не всегда это так, но очень часто первое впечатле­ние действительно оказывается наиболее точным.

Успешная деятельность, достижение человеком его жизнен­ных целей, необходимость влиять на людей требуют от него иг­рать такие «роли», которые демонстрируют окружающим его по­ложительные, наиболее привлекательные качества. Для этого мы надеваемдолговременную ролевую маску — создаем свой имидж.