Транспорт, торговля, финансы

Развитие внутренней торговли в России сдерживалось со­стоянием транспорта. Основными видами его были речной (спла­вом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем — преиму­щественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги часто ста­новились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с кладью с низовьев Волги до Пе­тербурга можно было за две навигации: за первое лето суда до­ходили только до Рыбинска и здесь зимовали. Поэтому и оборот капитала был замедленным: товары в дороге значительно доро­жали. Назрела острая необходимость в промышленном перево­роте на транспорте.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, потому что транспорт был сферой наем­ного труда. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. К 1860 г. только по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паро­вой тягой.

В 1837 г. начала действовать первая железная дорога — Царскосельская, соединившая Петербург с Царским Селом. Эта дорога была построена, в сущности, как увеселительный аттракцион для столичной публики, поэтому на па­ровозе был установлен органчик, игравший популярные мело­дии. Но дорогой заинтересовались и деловые люди, потому что, как писали газеты, выписанные из Англии паровозы "ходили при 18 градусах мороза, в бурю, в дождь и ужасную метель, и кроме пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой, дровяной лес и разные экипажи". До этого существовало пред­ставление, что в России железные дороги смогут действовать только летом: зимой рельсы утонут в снегу.

В 40-е годы строится первая дорога хозяйственного значения — Николаевская — между Петербургом и Москвой. К моменту ликви­дации крепостного права в России действовало 1,5 тыс. км железных дорог, тогда как в Англии в это время было уже 15 тыс. км.

С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во внутренней торговле России первой половины XIX в. происходят качественные сдвиги.

1. Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэквивалентно высокие прибыли именно из-за слабых торговых связей и гигантской разницы цен в разных городах. Теперь тор­говые связи растут, становятся все более стабильными, и разница цен все более уменьшается. К тому же в процессе имущественного расслоения деревни появляется мощный слой "торгующих крес­тьян", которые конкурируют с купцами, сбивая цены. В связи со всем этим купеческая прибыль падает. Продавать товары намного дороже стоимости уже невозможно.

Неэквивалентно высокие прибыли были характерны для пе­риода первоначального накопления, и падение прибыли свидетель­ствовало, что этот период заканчивается. Теперь для увеличения прибыли надо было включаться в производство. И в первой поло­вине XIX в. купеческие капиталы переливаются в промышленность.

В середине века свыше 90% купцов 1-й гильдии, т. е. богатейших купцов России, владело промышленными предприятиями.

2. Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия че­рез ярмарки проходило меньше 10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец через своих комиссионеров закупает то­вары на месте производства и доставляет потребителям, минуя ярмарку, чтобы получить торговую прибыль полностью. Ведь при ярмарочной торговле прибыль делится между двумя купца­ми: тем, который доставил товар на ярмарку, и тем, который при­вез его с ярмарки на место потребления. Когда прибыль до­стигала 50-100% на капитал, ее можно было делить между дву­мя контрагентами, но когда она падала до 7-9%, это уже теряло смысл.

Правда, крупнейшие ярмарки Нижегородская (бывшая Макарьевская) и Ирбитская увеличивали обороты. Но характер торговли на этих ярмарках существенно изменился — теперь это были, в сущ­ности, временные товарные биржи, где заключались предваритель­ные торговые сделки без товаров. "За одним обедом или чаем, — писал экономист Безобразов о Нижегородской ярмарке, — прини­маются важнейшие решения, заключаются миллионные сделки, самое выполнение которых будет вовсе не на ярмарке, а у себя дома, или, скорее всего, в Москве".

Внешняя торговля по-своему отразила кризис феодально-крепостнической системы: в экспорте резко сократилась доля про­мышленных товаров (железа, парусины). Главной статьей экспор­та, составив его третью часть, стал хлеб. Россия господствовала на европейском хлебном рынке (только в 50-х гг. с ней начинают конку­рировать США).

Пока в мировой промышленности господствовала мануфак­тура, продукция, производимая в России дешевым крепостным трудом, легко завоевывала заграничные рынки. Но теперь эта про­дукция уже не могла конкурировать с фабричной продукцией За­пада. К тому же внутренний рынок быстро расширялся и поглощал все больше промышленных товаров.

Прогрессивными были изменения в составе импорта. Если в XVIII в. ввозились в основном потребительские товары — предме­ты роскоши, ткани и т. п., то теперь на первое место выдвинулся хлопок, на второе — машины, т. е. товары производственного по­требления. Это изменение состава импорта отражало рост рос­сийской промышленности.