Регулирование денежной массы.

Основные задачи регулирования денежной массы заключаются в оптимизации количества денег в обращении, вытеснении денежных суррогатов, снижении темпов инфляции.

Объемы денежной массы регулирует Банк России, используя инструменты денежно-кредитной политики. Банк России и Минфин России разрабатывают баланс денежной сферы с учетом сводного баланса коммерческих банков. Баланс в обобщенном виде отражает динамику денежных потоков, которые должны регулироваться исходя из потребностей экономики. Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке.

Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

 

1.2.1. Виды монетарной политики:

Различают два вида денежно-кридитной политики:

1. Стимулирующая— проводится в период спада и имеет целью

«взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

  • снижение нормы резервных требований
  • снижение учетной ставки процента
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

2. Сдерживающая— проводится в период бума и направлена на

снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учетной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

- Операции на открытом рынке. Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

- Изменение минимальной резервной нормы. Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

return false">ссылка скрыта

- Изменение учетной ставки. Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

- Политика дешёвых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

- Политика дорогих денег. Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка. Комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране называется инфляционное таргетирование.

 

Выводы

Из вышесказанного вытекает, что государство, изменяя денежное предложение или уровень процентной ставки (влияя таким образом и на денежный спрос), может воздействовать на ситуацию на денежном рынке, а через него на инвестиции, сбережения, потребление и в конечном счете – на уровень производства и занятости.

Количество денег в обращении соответствует реальным экономическим отношениям. Денег всегда столько, сколько нужно, в зависимости от спроса на национальную валюту. При наличии спроса денежная масса растет без дополнительной эмиссии. Если выпуск денег опережает потребность товарооборота в деньгах, то сумма цен товаров соответственно увеличивается.

Интересная ситуация с точки зрения денежно-кредитной политики стожилась сегодня в нашей стране. В связи с неуклонно растущим долларом и евро, падением цен на нефть, Центробанк России объявил о намерениях перехода на таргетирование инфляции в 2015 году совместно с отменой валютного коридора.

Инфляционное таргетирование представляет собой скорее режим, чем строгий набор правил денежно-кредитной политики. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на период 2015 и 2016 годов инфляционное таргетирование определяется как режим денежно-кредитной политики, при котором установлено, что главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности. В рамках данного режима устанавливается и объявляется количественная цель по инфляции. Обычно в рамках режима таргетирования инфляции воздействие денежно-кредитной политики на экономику осуществляется через процентные ставки. Решения принимаются в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции.