Особенности психологического консультирования.
К. Роджерс. Основные характеристики процесса психологического консультирования.
К.Роджерс, проанализировал все эффективные методы психотерапии и выявил один общий элемент – определенные отношения или особенные взаимодействия между терапевтом и клиентом, которые и являются основой успешной психотерапии.
Одна из легенд о Карле Роджерсе гласит следующее. Он проводил занятия по мастер-классу в присутствии большого количества психологов. Клиентка, которую предоставили ему для демонстрации его метода психотерапии, после случившегося с ней горя страдала мутизмом (отказ от речевого общения). К.Роджерс впервые видел пациентку, у него с ней был единственный сеанс и с ней он разговаривал через переводчика. Однако в этих условиях при большом скоплении народа пациентка открыто и свободно рассказывала ему о своих проблемах. Когда же ее потом спросили, почему же она, будучи «молчуньей», вдруг разродилась потоком слов, она сказала, что не могла не поделиться с К.Роджерсом своими несчастьями, глядя в его добрые глаза.
«Добрые глаза», «сочувствие», «понимание» – так воспринимаются клиентом черты эффективного психотерапевта. Именно на этом сочетании особой личностной парадигмы и особых взаимоотношений и создавал К. Роджерс свою новую клиент-центрированную психотерапию (недирективная психотерапия.) или искусство психологического консультирования.
Здесь представлена структура процесса психологического консультирования, предложенная К. Роджерсом в его книге «Консультирование и психотерапия». Техника психологического консультирования основана на построении особых взаимоотношений между психологом и клиентом, которые способствуют изменению его поведения и установок. При этом «техническая» сторона возникновения данных изменений завуалирована и замаскирована этими взаимоотношениями и является скрытой для клиента.
Особенности психологического консультирования.
К. Роджерс обнаружил, что все эффективные методы психотерапии имеют один общий элемент - взаимодействие между людьми. Таким образом, основным приемом, используемым в психологическом консультировании, является «терапия отношений».Он выделил шесть условий формирования этих психотерапевтических отношений между консультантом и клиентом.
1. Два человека находятся в психологическом контакте. Не может быть никакого существенного позитивного изменения личности вне взаимоотношений.
2. Клиент находится в состоянии несоответствия. В феноменологическом пространстве человека наблюдается рассогласованность между его переживаниями и Я-концепцией. Он тревожен и уязвим.
3. Психотерапевт является гармоничным или интегрированным и настоящим (является полностью самим собой). Испытывать переживания, депрессию, тревогу, враждебность он может только вне терапевтических отношений.
4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту. Он относится к нему с теплом, хвалит его как человека в процессе становления, не дает оценок его чувствам и переживаниям, он не создает «ценности» для клиента и полностью принимает его без одобрения или порицания.
5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это ему. Т.е. он способен «переноситься» в субъективный мир клиента, поэтому он может эмпатически высказываться, что способствует его инсайту.
6. Как минимум должна произойти передача клиенту эмпатического понимания психотерапевтом его проблем и его безусловного позитивного внимания.
Эти условия К. Роджерс обозначил короткой фразой «Клиент всегда прав».)))) Именно при них пациент будет естественно двигаться к росту, актуализации и здоровью. Психотерапия К. Роджерса только создает эти условия, способствующие росту, а не лечит больных. Одно из названий данного психотерапевтического подхода – недирективная психотерапия.
Проблемы, возникающие перед консультантом в начале работы.
Каждый психолог-консультант сталкивается с тем, что он имеет дело с многообразием людских типов, обращающихся за консультацией, и установок в отношении помощи, которую они надеются у него получить. Поэтому К. Роджерс предлагает в начале работы определенным образом ее структурировать.
Вначале предлагается решить следующие основные вопросы.
1. Находится ли клиент в состоянии стресса?
Одно из первых заключений, которое грамотный психолог должен сделать сразу, - это оценить, до какой степени клиент погружен в состояние напряжения или стресса. Консультант может помочь только тогда, когда имеет место состояние определенного психологического дистресса, в основе которого лежит конфликт потребностей, который порождает напряжение и нуждается в разрешении. Для консультанта также очень важно оценить, не будет ли эффект, достигнутый при психотерапии, более болезненным, чем сам конфликт. К. Роджерс предлагает при этом следующее правило: прежде, чем будет достигнут терапевтический эффект, напряжение, вызванное конфликтом, должно быть более болезненным, чем стресс от попытки разрешить конфликт.
2. Хочет ли клиент получить помощь?
Вероятность успеха консультирования, при прочих равных условиях, значительно повышается, если клиент желает, чтобы ему помогли, и сознательно признает этот факт.
3. Находится ли индивид под контролем семьи?
Решение этого вопроса очень важно при терапевтической работе с ребенком или подростком. Если ребенок эмоционально зависим от родителей, подчинен родительскому контролю и живет дома, то терапия, направленная исключительно на ребенка, очень часто не приносит желаемого результата и может даже создать дополнительные трудности. В связи с этим эффективное консультирование с ребенком обычно включает и работу с родителями.
4. Подходит ли клиент по возрасту, интеллекту и устойчивости?
К. Роджерс полагает, что психологическое консультирование эффективно только для людей определенной возрастной категории и определенного уровня развития умственных способностей. По его мнению, для лиц с низким или пограничным уровнем интеллекта лучше назначить обычную психотерапию.
Основные условия для создания атмосферы терапевтических отношений.
С точки зрения К. Роджерса психологическое консультирование – это уникальное взаимодействие между консультантом и консультируемым. Чтобы его охарактеризовать он использовал два типа определений: «Психологическое консультирование - это НЕ …» и «Психологическое консультирование - это …».
Итак, психологическое консультирование - это:
— НЕ отношения между родителем и ребенком. НЕ дружеские отношения. НЕ взаимодействия учителя и ученика. НЕ та терапия, которая базируется на взаимосвязи врача и больного, где первый выступает в качестве эксперта и дает директивные указания, а другой смиренно их принимает. НЕ отношения между коллегами, элементы этих отношений присутствуют в психологическом консультировании. НЕ отношения между отцом-исповедником и прихожанином.
С другой стороны, психологическое консультирование – это:
— присутствие в поведении консультанта теплоты и отзывчивости, которые делают возможным установление раппорта, это отношения, имеющие определенные границы.
— предоставление клиенту достаточной свободы выражения чувств. Вследствие принятия консультантом высказываний клиента, полного отсутствия любых морализаторских и оценочных суждений, приходит к осознанию того, что все его чувства и отношения могут быть выражены.
— создание ограничений, т.к., по мнению К. Роджерса, клиент может извлечь гораздо большую пользу из хорошо организованной ситуации, создаваемой консультантом. К. Роджерс обозначил следующие необходимые ограничения в психологическом консультировании: а) ограничение ответственности (отражает степень принимаемой консультантом ответственности за проблемы и поведение клиента); б) ограничение времени (временные рамки проведения сеансов консультирования задают произвольные человеческие отношения, к которым клиент должен научиться приспосабливаться); в) допустимые границы агрессивного поведения (эти ограничения создаются только в игровой терапии с детьми); г) допустимые границы привязанности (характеризует степень эмоциональной вовлеченности психотерапевта в жизненную ситуацию клиента).