Ход работы.

Лабораторная работа

«Внешнее строение и особенности передвижения брюхоногих моллюсков»

По дорожке лезут рожки -
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко —
Рожки спрятались опять.

Цель. Изучить особенности внешнего строения, отметить разнообразие органов чувств и особенности передвижения брюхоногих моллюсков.

Оборудование. Моллюск Ахатина, чашка Петри, гаммарусы, инструктивные карты.

Ход работы.

1. Изучите внешнее строение моллюска. Найдите голову, туловище (оно находится в раковине), ногу. Понаблюдайте, как улитка вытягивает из раковины голову и ногу. Измерьте длину ее тела (подошвы) в см _____.

2. Опишите раковину, указав ее форму, цвет, высоту (от вершины до самого нижнего края), количество витков ______________________. Какую функцию выполняет раковина?______________.

3. Потрогайте туловище или ногу Ахатины, какие они на ощупь (твердые или мягкие, влажные или сухие)? Как вы думаете, могут ли улитки жить в сухом климате? Ответ поясните ___________________________________________________________________________________

4. На голове найдите рот с лопастями и щупальца (2 пары). Выясните, сколько глаз у моллюска и где они располагаются: у основания или на вершине щупалец __________.

5. Зарисуйте в тетради строение Ахатины, подпишите основные части (см. рисунок).

Рис. Внешнее строение моллюска

6. Поместите моллюска в чашку Петри и понаблюдайте за его передвижением. Выясните, остается ли за ним какой-либо след, чем он образован? __________. Посмотрите на Ахатину снизу (через стекло) и понаблюдайте как сокращаются мышцы подошвы, отметьте свои наблюдения в тетради_______________________________________

7. Найдите у животного овальное дыхательное отверстие. С какой стороны оно расположено? _________ Это вход в мантийную полость, в которую открываются выделительное, половое и анальное отверстия.

8. Осторожно дотроньтесь до щупалец, стараясь не повредить их. Как проявляется ответная реакция на раздражение? _________________ За счет какой системы органов она возможна? _____________

9. Положите справа от головы Ахатины на расстоянии 1-1,5 см кусочек огурца или гаммаруса. Что происходит с моллюском? ____________С помощью чего он определяет наличие пищи в окружающей среде? _____________Проследите, как он питается. Чем соскабливает пищу? _____________

10. Посадите Ахатину в чашку Петри, и возьмите её в руки, убедитесь, что моллюск крепко сидит на ней. Дождитесь, когда он выставит щупальца, затем переверните чашку вверх дном. Что произошло с щупальцами моллюска? Какой орган чувств имеется у него? _________________

11. Хлопните в ладоши на расстоянии 20 см от Ахатины. Есть ли орган слуха у моллюсков?

12. Сделайте вывод (смотрим цель)