Введение.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего государственного образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Контрольная работа
по дисциплине: Философия
тема: «Философия нового времени. Эмпирическое и рационалистическое направления философии»
Выполнил(а):
Студентка заочного отделения
группы ЗДО 114
Семенова Татьяна Сергеевна
Проверил:
Профессор философских наук
д.ф.н.
Константинов Владимир Никифорович
Владимир 2015
Содержание.
Введение........................................................................................ 3
1. Общая характеристика философии нового времени......... 4
2. Представители и проблематика философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм: Ф. Бэкон и Р. Декарт.............. 5
3. Английская философия XVII века: Т. Гоббс и Дж. Локк.. 8
4. Рационализм европейской философии XVII века: Б. Спиноза,
Г. Лейбниц......................................................................... 10
5. Вывод................................................................................ 14
6. Список использованной литературы............................... 15
Введение.
Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию. В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. Философия Нового времени или период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.
Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.
Основные черты этого периода: окончательная победа антропоцентризма в философии, в основе философского мировоззрения – принцип рациональности, предмет философии смещается в область гносеологии, главная проблема философии – поиск методов познания.
Для Нового времени характерно движение Реформации, связанное с реформой католической церкви в VI–VII вв., результатом чего стало возникновение новой ветви христианства – протестантизма. Протестантская этика, основанная на центральной идее – необходимости личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии оказала серьезное влияние на развитие социально-критического мышления, раннего буржуазного идеала «правового государства» и новых предпринимательских ориентаций в хозяйственной практике.