Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению

Контрольной работы студентов

По дисциплине Микроэкономика

Для направления 080100.62 «Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

заочное обучение

 

Челябинск

ОДОБРЕНА на заседании кафедры комиссии «Финансы и бухгалтерский учет» протокол № 4 от 21 декабря 2012   Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика
Заведующий кафедрой «Финансы и бухгалтерский учет» Е.А.Неживенко, д.э.н, профессор Проректор по учебной работе И.Л.Васильева, канд. пед. наук, доцент  
Составитель: В.Ф. Злоказов - доцент кафедры «Финансы и бухгалтерский учёт», Южно - Уральский профессиональный институт к.э.н., доцент
  Рецензенты: Е.С.Ткач     - доцент кафедры «Бухгалтерского учета и финансов» Челябинского государственного университета, к.э.н., доцент
Е.В.Трофимова - ст. преп. кафедры «Финансы и бухгалтерский учет»

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..
Вариант 1………………………………………………………………………
Вариант 2………………………………………………………………………
Вариант 3………………………………………………………………………
Вариант 4………………………………………………………………………
Вариант 5………………………………………………………………………

 


 

Пояснительная записка

Контрольная работа выполняется в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика».

Контрольная работа нацелена на формирование компетенций, отраженных в рабочей программе по дисциплине «Микроэкономика», в том числе:

- ОК-1. Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

- ОК-2. Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые экономические проблемы.

- ОК-6. Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

- ОК-9. Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

- ПК-6. Способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.

- ПК-8. Способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

- ПК-9. Способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

- ПК-13. Способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений и разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

- ПК-14. Способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы.

- ПК-15. Способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

В ходе выполнения контрольной работы студент должен проявить:

Знания:

- закономерностей функционирования современной экономики на микроуровне;

- основных понятий, категорий и инструментов экономической теории;

- основных особенностей ведущих школ и направлений экономической науки.

Умение:

- анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

Владение:

- методологией экономического исследования;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

- анализом социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне;

- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.

 

Контрольная работа предполагает осуществление промежуточного контроля со стороны преподавателя с целью выявления уровня знаний и степени готовности студентов к экзамену по дисциплине “Микроэкономика”. Подобный контроль осуществляется с помощью набора тестов, упражнений и задач по важнейшим темам упомянутого раздела экономической теории. Контрольные задания сгруппированы по вариантам. Выбор варианта осуществляется в соответствии с начальной буквой фамилии студента:

 

Начальная буква фамилии Номер варианта
А, Б, В, Г, Д, Е
Ж, З, И, К, Л
М, Н, О, П, Р, С
Т, У, Ф, Х, Ц
Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

 

Работа над выбранным вариантом предполагает письменные ответы. В зависимости от характера контрольного задания ответ на него может быть изложен либо в вербальной, либо в графической, либо в математической форме. Ответы должны быть лаконичными настолько, чтобы вся выполненная работа не превышала объем обычной ученической тетради.

Студенты, давшие правильные ответы по всем контрольным заданиям, получают зачет. Те, кто допустил ошибки, могут получить зачет лишь после собеседования с преподавателем, если в ходе его выяснится требуемый уровень знаний.

Для выполнения контрольной работы необходимо обращение к учебной литературе, список которой предложен в конце пособия. Кроме того, существует возможность консультаций у преподавателя по наиболее трудным для студентов заданиям контрольной работы.

 

 

Вариант № 1

 

 

1. В результате мероприятий по повышению жизненного уровня населения среднемесячная заработная плата за период с 1995 г. по 2000 г. выросла от 120 долл. до 180 долл. Индекс розничных цен на потребительские товары за этот же период составил 150 %. Определите, как изменилась реальная заработная плата?

 

2. В три равновеликих по площади участка земли вложено по 10 тыс. долл. Средняя норма прибыли - 20 %. Урожай с участков составил соответственно: 100 ц., 200 ц., 300 ц. Определите размер дифференциальной ренты.

 

3. Собственный капитал банка - 200 тыс. долл., привлеченный капитал - 1500 тыс. долл. Банковский процент, уплачиваемый вкладчикам, - 2 % годовых, ссудный процент, взимаемый с заемщиков, - 4 % годовых. Расходы по ведению банковского дела составили 4 тыс. долл. Определите банковскую прибыль и норму банковской прибыли, если капитал, отданный в ссуду, составил 1600 тыс. долл.

 

4. Ежегодная земельная рента составляет 1 тыс. долл. На участке имеются постройки и сооружения стоимостью 20 тыс. долл. со сроком службы 10 лет. Норма банковского процента составляет 5 % годовых. Определите величину арендной платы.

 

5. Заработная плата сотрудников охранных агентств является одной из самых высоких в стране. Какая из нижеперечисленных причин, по Вашему мнению, обусловливает это обстоятельство?

a) большой риск работы в охранном агентстве;

б) спонсорская политика фирм, поддерживающих бывших военных и спортсменов;

в) высокая альтернативная стоимость услуг охранного агентства.

 

6. Фирма собирается взять заем в размере 40 тыс. долл. на покупку нового оборудования. Ожидается, что благодаря этому дополнительный годовой доход составит 3 тыс. долл. При каком уровне процентной ставки фирма осуществит инвестиции?

 

7. Почему спрос на землю растет на протяжении всего существования человеческого общества?

 

8. За смену работник изготавливал 16 изделий при поштучной расценке 20 р. Впоследствии дневная норма выработки была определена в размере 20 изделий, а поштучная расценка - 22 р. при перевыполнении и 18 р. при невыполнении нормы выработки. Определите, как изменятся выработка и заработная плата, если работник выполняет 95 % новой нормы?

 

9. Ожидаемая норма прибыли от инвестиций - 10 %, рыночная ставка процента - 15 %, ежегодный темп инфляции - 10 %. Является ли рациональным осуществление данного проекта инвестиций?

 

10. Определите, как изменится цена участка земли, если годовая земельная рента повысится с 500 долл. до 600 долл., а норма банковского процента понизится с 5 % до 4 % ?

 

Вариант № 2

 

1. Бухгалтерская прибыль предприятия составляет 600 тыс. р., экономическая прибыль - 200 тыс. р. Определите внешние (явные) и внутренние (неявные) издержки предприятия, если известно, что его общий доход от реализации продукции составляет 1600 тыс. р.

 

2. В таблице представлена структура факторов предприятия (в усл. ед.).

 

Элементы фондов предприятия Стоимость фондов
Машины и оборудование
Готовая продукция
Топливо и горючее
Жилой фонд
Здания и сооружения
Денежные ресурсы
Транспортные средства
Детский сад и ясли
Сырье и материалы
Передаточные устройства
Стадион и стройплощадки

 

Используя табличные данные, определите величину:

a) производственных фондов;

б) основных производственных фондов;

в) оборотных производственных фондов;

г) непроизводственных фондов;

д) фондов обращения;

е) основных средств;

ж) оборотных средств.

 

3. Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции. Рыночная цена на продукцию фирмы установилась на уровне 70 р./кг. Определите средний и предельный доходы фирмы при объеме производства:

а) 150 кг;

б) 10 кг;

в) 50 кг.

 

4. На рисунке изображены кривые средних общих и средних переменных издержек.

С АТС

 

 

АVC

Q

Чем определяется величина расстояния между этими кривыми?

 

5. Фирма приобрела машину стоимостью 50 тыс. долл. и сроком службы 10 лет. На капитальный ремонт запланировано 10 тыс. долл. Расходы на модернизацию - 20 тыс. долл. Демонтаж и продажа объекта в конце срока службы не предусматривается. Определите норму амортизации машины.

 

6. Общий доход предприятия составляет 300 тыс. р. Предприятие выплачивает работникам заработную плату в размере 150 тыс. р. Кроме того, затраты на сырье и покупные полуфабрикаты составляют 50 тыс. р. Внутренние (неявные) издержки предприятия за используемые капитальные ресурсы и за риск предпринимательской деятельности - 75 тыс. р. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль предприятия.

 

7. В таблице показана зависимость общих издержек фирмы от выпуска продукции.

 

Q (шт.)
ТС (долл.)

 

На основе табличных данных определите:

а) постоянные издержки;

б) переменные издержки;

в) предельные издержки;

г) средние общие издержки;

д) средние постоянные издержки;

е) средние переменные издержки.

 

8. На рисунке изображена линия общего дохода предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Чем определяется угол наклона линии общего дохода?

Р

ТR

 

 
 


 

?

0 Q

 

9. Стоимость основных фондов предприятия - 3 млн. р. Срок их службы - 6 лет. Стоимость оборотных фондов предприятия, которые оборачиваются в среднем 13 раз в год, составляет 500 тыс. р. Определите время оборота основных и оборотных фондов предприятия в целом.

 

10. Фирма занимается пассажирскими перевозками. Что из ниже перечисленного Вы отнесете к ее постоянным и переменным издержкам?

a) расходы на бензин;

б) оплата гаража;

в) расходы на установку сигнализации;

г) страховка;

д) стоимость чехлов для сидений;

е) расходы на ежегодный техосмотр.

 

Вариант № 3

 

1. Цена товара Х составляет 1,5 долл. Цена товара У составляет 1 долл. Какова должна быть предельная полезность товара Х при условии максимизации удовлетворения от покупки обоих товаров, если предельная полезность товара У составляет 30 ед. ?

 

2. Предположим, что потребитель имеет доход в размере 40 долл. Цена товара У составляет 5 долл., а цена товара Х - 2,5 долл. Какая из нижеперечисленных комбинаций этих двух товаров лежит на бюджетной линии?

a) 8 Х и 1 У;

б) 7 Х и 1 У;

в) 6 Х и 6 У;

г) 5 Х и 6 У;

д) 4 Х и 4 У.

 

3. Потребитель тратит 20 долл. в день на пиццу и кока - колу. Предельная полезность кока-колы для него равна 20 - 3 х, где х - количество банок кока-колы. Предельная полезность пиццы равна 40 - 5у, где у - количество коробок пиццы. Цена одной банки кока-колы - 1 долл., а одной коробки пиццы - 5 долл. Какое количество кока-колы и пиццы купит рациональный потребитель?

 

4. В табл. 3 показаны три набора безразличия двух товаров: одежды (А) и продуктов питания (В), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Таблица 3

Набор 1 Набор 2 Набор 3
А В А В А В

 

На основе табличных данных начертите кривые безразличия и определите, какая из них отражает:

a) наиболее высокий уровень полезности;

б) наиболее низкий уровень полезности.

 

5. Чем, по Вашему мнению, определяется наклон бюджетной линии?

6. На рисунке изображены кривые издержек и линии доходов фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.

Р

MC

 

Р МR = AR

AC

0 Q

Определите на рисунке:

а) уровень выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна;

б) площадь фигуры, показывающую объем прибыли фирмы при данных уровнях цены и выпуска.

 

7. Предположим, что фирма полностью монополизировала производство товара У. Следующая информация отражает положение фирмы на рынке:

МК = 1000 - 20 Q;

TR = 1000 Q - 10 Q ;

МС = 100 + 10 Q .

Определите, сколько товара У будет продано и по какой цене, если фирма функционирует как чистая монополия?

 

8. Почему в условиях несовершенной конкуренции величины предельного и среднего доходов не совпадают?

 

9. Имеются следующие данные фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.

 

Р Q TR TC FC VC AC AVC МС
4,0       3,5    

Заполните таблицу недостающими данными.

 

3.10. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные издержки при производстве 7 единиц товара составляют 3 долл., 8 единиц товара - 4 долл., 9 единиц товара - 6 долл. Определите отраслевой объем выпуска, если рыночная цена единицы товара 4 долл.?

 

Вариант № 4

 

1. На рисунке показана линия рыночного спроса на товар Х.

 

Р

 

70

60

50

40

30 Dх

20

10 Q

0 1 2 3 4 5 6 7

Заштрихуйте на рисунке площадь фигуры, которая отражает ренту потребителя при объеме рыночного спроса в 3 единицы товара Х.

 

2. Почему кривые безразличия никогда не пересекаются?

 

3. В таблице показаны наборы двух товаров - Х и У, имеющие равный уровень полезности с точки зрения потребителя

Набор У Х
А
В
С
Д
Е

 

Начертите кривую безразличия по данным товарам и определите предельную норму замещения товара У товаром Х в каждом интервале от А до Е.

 

4. Почему кривая безразличия имеет отрицательный наклон и выпукла по отношению к началу координат?

 

5.Выразите условия потребительского равновесия с помощью алгебраического уравнения, используя категории предельной полезности и цены товара.

 

6. На рисунке изображены линии цены и среднего дохода, а также кривые средних и предельных издержек:

 

P

МС

 

 
 


АС

Р = АR

0 Q

Какую линию необходимо еще нанести на рисунок, чтобы определить уровень цены, обеспечивающий максимальную прибыль монополии ?

7. Английским экономистом А. Лернером введен в научный оборот “показатель монопольной власти”:

Р - МС

L =

Р

Определите:

a) В каких пределах находится показатель L в условиях несовершенной конкуренции?

б) Чему равен показатель L в условиях совершенной конкуренции?

 

 

8. Фирма несет постоянные издержки в размере $ 45. Данные о средних переменных издержках (AVC) приведены в таблице:

 

Объем производства (штук в неделю) AVC

 

На основе табличных данных определите средние постоянные, средние общие и предельные издержки фирмы.

 

9. Предприятию требуются рабочие. Спрос на их труд описывается уравнением L = 10 - 0,2W, где L - число требуемых рабочих, W - часовая заработная плата. На объявление о найме откликнулись 7 человек. Двое из них готовы работать при зарплате не менее 40 руб. в час, другие двое - не менее 25 руб., еще двое - не менее 20 руб. и один готов работать за 15 руб. в час. Используя графики спроса и предложения на рынке труда, определите сколько рабочих может быть нанято и при какой зарплате?

 

10. Предприятие производит товар в объеме 1000 шт. Рыночная цена товара 100 руб. Как изменится рентабельность продукции, если вследствие увеличения объема производства на 200 шт. средние издержки производства снизились с 92 руб. до 90 руб.?

Вариант № 5

 

1.Фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек фирмы от объема производства представлена в таблице:

 

Выпуск продукции в единицу времени (шт.)
Общие издержки (шт.)

 

В отрасли занято 1000 одинаковых фирм. В таблице приведены данные о спросе на этот вид продукции:

 

Цена (руб.)
Объем спроса (шт.)

 

Определите равновесную цену на продукцию данной отрасли.

 

2. Два фермера арендуют два земельных участка по 20 га, которые отличаются по плодородию. Оба имеют нормальную прибыль в 15 тыс. руб. в год и одинаковые издержки в 100 тыс. руб. в расчете на гектар земли. Однако из-за различий в плодородии участки дают разный урожай: на первом - 20 ц .с га, на втором - 15 ц. с га. Определите дифференциальную ренту, которую одному из фермеров приходится платить собственнику земли.

 

3. В таблице представлена информация о деятельности предприятия, функционирующего в условиях несовершенного рынка.

Единица ресурса (шт.) Совокупный продукт (шт.) Предельный продукт (шт.) Цена продукта (руб.) Совокупный доход ( руб.) Предельный доход (руб.)
  3,1    
3,0    
  2,9    
  2,8    
  2,7    
  2,6    

 

Заполните пустующие колонки таблицы и определите объем производства предприятия при цене единицы ресурса: в 25 руб.; в 20 руб.; в 12 руб.?

 

4. Суммарный доход от продаж произведенной фирмой продукции составил 2000$, переменные издержки, связанные с покупкой сырья, оплатой труда, энергоресурсов и т.п. - 1200$, постоянные издержки, включающие амортизацию, зарплату управляющим, выплату процента на заемные средства и т.п. составили 250$, неявные издержки за используемые фирмой капитальные ресурсы и за риск предпринимательской деятельности - 350$. Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль фирмы.

 

5. Производственный цикл длится 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется 30 д.е. на закупку сырья и материалов, 10 д.е. на топливо и энергию, заработная плата выдается ежемесячно по 2 д.е. Определите время и скорость оборота оборотных средств.

 

6. Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассету. Цена журнала – 1,5 д.е., а цена кассеты – 7,5 д.е. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов, расходуя при этом весь свой бюджет. Начертите бюджетную линию студента, обозначая кассеты на оси ординат, а журналы – на оси абцисс.

 

7. Функция общих издержек в условиях несовершенной конкуренции имеет следующий вид: ТС = 100 + 3 Q.

Функция спроса на его продукцию: P = 200 – Q.

Рассчитайте прибыль предприятия при объеме выпуска в 20 ед. продукции.

 

8. Стоимость станка составляет 2000 д.е., нормативный срок его службы – 10 лет. Рассчитайте величину амортизационных отчислений, которые накопятся через 3 года службы станка.

 

9. Собственник земли получает ежегодно арендную плату за участок 6 тыс. д.е. На участке имеются сельскохозяйственные постройки и сооружения стоимостью 40 тыс. д.е. со сроком службы 20 лет. Норма банковского процента – 5 % годовых. Определите величину земельной ренты.

 

10. В условиях научно-технического прогресса скорость оборота основных производственных фондов:

а) повышается;

б) замедляется;

в) остается неизменной?