Заключение
Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием способности понимания своеобразия читаемого произведения, творческой индивидуальности писателя. И чем шире и разнообразнее круг сознательного чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-эстетические и стилистические особенности авторов, тем глубже будет его литературное развитие, понимание общих законов художественного творчества.
Усвоение каждого художественно ценного литературного произведения оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся.
В чем же заключается литературное развитие учащихся, их рост и совершенствование в процессе изучения литературных произведений?
Литературное развитие нередко понимается как степень знакомства с художественной литературой, разносторонность литературной образованности. Широко начитанного человека называют в этом смысле литературно развитым. Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с понятиями «круг знаний», «степень знания литературы».
В процессе изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органически связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру исскуства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу ,и театр.
Литература
1. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.
2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с.
3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.
4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.
5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.
6. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.
7. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.
8. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.
9. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просещение, 1971. – С.162-165
10. Попов А. Спектакль и режиссер. – М.: Просвещение, 1961. – С.15
11. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.82-88.
Тема:Нравственный облик Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза»
Метод: эвристическая беседа в сочетании с другими дидактическими приёмами.
Цель урока -создать целостное представление о нравственном облике героини драмы «Гроза» - Катерины.
Оборудование:запись на доске: «Кто, по-вашему, Катерина - беззащитная жертва «темного царства» или человек, сопротивляющийся ему»?
Возможны другие варианты задания. Например: Какие качества характера Катерины проявляются в ее трагическом конфликте с «темным царством»? Или: Что такое самоубийство Катерины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха?
Ход урока
I Орг. Момент
II.Беседа
1. Что такое жертва?
-Униженный, "погубленный человек".
2. Какие качества мы, прежде всего, связываем с понятием "человек, сопротивляющийся унижению"?
-Независимость, воля, чувство человеческого достоинства.
-Доброта, уважение других людей.
3. Катерина в семье Кабанихи - жертва или человек сопротивляющийся?
- Скорее жертва.
4. Разберемся. Мог кто-либо защитить Катерину в семье?
- Мог Тихон. Но безвольного, забитого Тихона Кабаниха не пустила даже вытащить труп Катерины из реки. Где уж ему было защищать ее от коварства свекрови?
А Варвара?
- Она хотела помочь, но защитить не могла, так как в семье тоже голоса не имела. Утешить могла, но по-своему. И, спасаясь бегством от матери, думала только о себе.
- Может быть, в городе кто-либо мог защитить Катерину?
- Борис. Но он соглашался со своим рабским, зависимым положением и лишь жаловался на самодурство Дикого, а не протестовал. Помочь Катерине он не мог.
- Кудряш?
- Кудряш, окажись на месте Бориса, мог бы защитить Катерину, так как не подчинялся Дикому.
- Нет, и Кудряш вряд ли осмелился бы: Катерина была замужней женщиной и уехать с ней куда-либо - значит идти на скандал. И полиция могла насильно вернуть ее мужу.
- Да, для этого надо было любить Катерину так, как она любила Бориса: самоотверженно. Не забывайте о Кулигине.
- Кулигин - образованный человек, не мракобес, гуманный, добрый. Но он не может и себя защитить в этом "темном царстве" от таких, как Дикой, поэтому нельзя ждать, что он поможет Катерине.
Какой же вывод?
- Катерина - жертва в доме Кабанихи. Но беззащитная ли жертва?
- И все-таки не беззащитная: она пыталась до самой гибели защищать свое человеческое достоинство. Например: в 5 явл. (I д.) она возражает Кабанихе: "Напраслину терпеть кому же приятно!". Ей стыдно за мужа и за себя, когда их, взрослых людей, унижает свекровь при прощании (4 явл., II д.). И когда Катерина уже не смогла дальше терпеть издевательств Кабанихи, то нашла выход в собственной смерти. И, тем самым, защитила свое человеческое достоинство. А человек с достоинством - уже не жертва.
- Нет, Катерина и человек с достоинством, и жертва. 5. Что такое конфликт?
- Это столкновение, борьба людей. Какой конфликт мы называем трагическим?
- Тот, который заканчивается гибелью главного героя. Всегда ли, любой ли конфликт бывает трагическим?
- Не всегда. Например, в «Горе от ума" илив «Ревизоре» он не трагический.
О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"?
- О трагическом конфликте.
В чем же он?
- Между семьей Кабанихи и Катериной.
Или между Кабанихой и Катериной?
Естьразница между вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.
- Конфликт идет между Кабанихой и Катериной: между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.
- Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.
Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?
- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.
А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?
- Не может терпеть старозаветные семейные порядки, тиранство свекрови.
- Она свободолюбивая,решительная ("горячая"), с детства воспитывалась такой.
- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди нелетаюттак, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."
- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...
- Катерина была искренней, не могла обманывать,а тутцарили скрытность и притворство. За правду женщинусталитерзать попреками и угрозами.
- Катерина сравнивала свекровь со своей матерьюи немогла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.
Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татьяна сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?
- У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?
- Она сама себя за это жестоко осудила, каялась.
- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клятвы верности мужу, а за любовь не каялась.
Значит, можно говорить о решительности, свободолюбии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема религиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).
6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).
- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.
- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?
- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осуждают ее, даже кланяются ей.
Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?
- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.
В чем же они виноваты, если обобщить?
- В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе.
А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?
- Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не только ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, такие как он.
Наконец-то появилось это понятие - "темноецарство". Кто дает ему самую точную характеристику?
- Кулигин.
III Чтение по ролям
Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл.,I д.).Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь,у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).
А Феклуша имеет отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?
- Обе пугают людей, держат в страхе перед "темным царством".
На чем же держится "темное царство"?
- На власти богатых.
- На забитости и рабстве бедных.
— На невежестве, на предрассудках и тех, и других.
Можно сказать, на таком общественном устройстве,в основекоторого - «самодурство одних и бесправие других».
VI Сообщение учащихся
Послушайте два авторитетных мнения: Н. Добролюбова и Д. Писарева.
Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?
После решения этой задачи ученики отвечают на последний вопрос учителя:
Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского - современным?
Да, потому что столкновение человеческого достоинства, независимости человека с унижением его со стороны сильных, богатых сейчас является очень злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.
Д/З Прочитать IIIl действие и ответить на вопросы учебника.
- Не всегда. Например, в «Горе от ума" илив «Ревизоре» он не трагический.
О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"?
-О трагическом конфликте.
В чем же он?
-Между семьей Кабанихи и Катериной.
Или между Кабанихой и Катериной?
Естьразница между вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.
- Конфликт идет между Кабанихой и Катериной: между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.
- Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.
Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?
- Мог, в том случае, если бы Катерина подчинилась свекрови и мужу.
А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?
- Не может терпеть старозаветные семейные порядки, тиранство свекрови.
- Она свободолюбивая,решительная ("горячая"), с детства воспитывалась такой.
- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди нелетаюттак, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."
- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...
- Катерина была искренней, не могла обманывать,а тутцарили скрытность и притворство. За правду женщинусталитерзать попреками и угрозами.
- Катерина сравнивала свекровь со своей матерьюи немогла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.
Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татьяна сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?
- У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?
- Она сама себя за это жестоко осудила, каялась.
- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клятвы верности мужу, а за любовь не каялась.
Значит, можно говорить о решительности, свободолюбии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема религиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).
6. Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).
- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.
- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?
- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осуждают ее, даже кланяются ей.
Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?
- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.
В чем же они виноваты, если обобщить?
- В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе.
А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?
- Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не только ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, такие как он.
Наконец-то появилось это понятие - "темноецарство". Кто дает ему самую точную характеристику?
- Кулигин.
Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл.,I д.).Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь,у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).
А Феклуша имеет отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое?
- Обе пугают людей, держат в страхе перед "темным царством".
На чем же держится "темное царство"?
- На власти богатых.
- На забитости и рабстве бедных.
— На невежестве, на предрассудках и тех, и других.
Можно сказать, на таком общественном устройстве,в основекоторого - «самодурство одних и бесправие других».
Послушайте два авторитетных мнения:
Известный русский критик Н. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" писал: "В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина".
Другой известный русский критик Д. Писарев, напротив, так оценил самоубийство Катерины: "Она разрушает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой".
Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?
После решения этой задачи ученики отвечают на последний вопрос учителя:
Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского - современным?
- Да, потому что столкновение человеческого достоинства, независимости человека с унижением его со стороны сильных, богатых сейчас является очень злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.
Литература
12. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.
13. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с.
14. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.
15. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.
16. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.
17. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.
18. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.
19. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.