Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Гроза»

1-й урок. А. Н. Островский—создатель русского нацио­нального театра

Главная часть урока посвящается лекции учителя о взгля­дах Островского на театр. Однако очень важно, чтобы ученики увидели подлинное новаторство драматурга, стали в своем во­ображении зрителями и читателями середины прошлого века.

Трудно понять, как велико было впечатление от первых пьес Островского, если не представить, как необычны были они в ре­пертуаре той поры, состоявшем преимущественно из пустых во­девилей и переводных душещипательных мелодрам.

И сразу же после появления первых пьес Островского вспых­нули горячие споры. Выражались две противоположные точки зрения. «Воплощенная .правда», «На сцене началась новая эра»,—говорили с восторгом одни, другие возмущались, счи­тали, что успех комедий Островского и «восторг публики» дока­зывают «совершенное падение искусства и вкуса». «Сцена про­воняла полушубком Островского», «Надеть на актеров поддев­ку и смазные сапоги—еще не значит сказать новое слово».

В 1859 году после выхода в свет двухтомного собрания со­чинений Островского появилась знаменитая статья Добролюбо­ва «Темное царство». Эта статья была поворотной и решаю­щей в оценке Островского русским обществом.

Домашнее задание к следующему уроку может быть раз­личным. В некоторых классах—сочинение на тему «Мои впе­чатления от Катерины Кабановой». В других предлагались во­просы, на которые надо было ответить письменно:

1. Кто из героев пьесы больше всех вызывает вашу симпа­тию?

2. Как вы объясняете развязку драмы?

3. Почему Остров­ский назвал свою пьесу «Гроза»?

2-й урок. «Гроза» в восприятии учащихся. Урок начинается с чтения некоторых сочинений или пись­менных ответов на вопросы, выполненных дома.

В сочинениях «Ваши мысли о Катерине» большинство уча­щихся не оценивают этот характер положительно. Девятикласс­ники не могут примириться с тем, что Катерина кончает жизнь самоубийством. Они не видят в смерти Катерины моральной победы над темным царством. Их возмущает, -что Катерина покорилась Кабанихе, «раскаялась», «умирает», а Кабаниха «остается». «Все же характер у нее неустойчивый и слабый»,— заключают некоторые из них. Отрицательное отношение вызы­вают у школьников и религиозность Катерины и ее экзальти­рованность. Многие обвиняют Катерину в том, что «она изме­нила мужу, который был неплохим человеком», некоторые срав­нивают Катерину с Татьяной Лариной, считая героиню Остров­ского гораздо ниже в моральном отношении». В сцене с Бори­сом Катерина кажется неестественной и даже «ломакой». Резко отрицательное отношение вызывают последние монологи. Очень немногие отмечают поэтичность Катерины. И совсем мало гово­рят о красоте героини, внешней и внутренней.

Основной причиной неправильного понимания характера Ка­терины при самостоятельном чтении, а отсюда и неверной оцен­ки ее является психологическая сложность образа; ее характер кажется ученикам противоречивым, ее переживания, внутрен­ний конфликт им глубоко чужды. Кроме того, в возрасте 15— 16 лет подростки очень прямолинейно определяют понятие «положительный герой». Мешает верному пониманию характера Катерины и недостаточность у учащихся исторических пред­ставлений; знания их об эпохе поверхностны, схематичны.

Все это учитывается в процессе работы над пьесой.

Прослушав несколько сочинений или же письменных отве­тов на вопросы, словесник не стремится на данном этапе обо­стрить точки зрения и вызвать спор. Начинается беседа о ха­рактерных чертах эпохи, в которую создавалась «Гроза», о раз­межевании русского общества, о проблемах, волновавших его в то время. При этом выделяются два вопроса: о русском на­циональном характере и об эмансипации женщин.

Затем идет речь об истории создания «Грозы», о статье Добролюбова «Темное царство».

Заканчивает свой рассказ учитель примерно так:

«После спектакля появились рецензии. Как вы думаете, по каким линиям шли рецензии?»

Ученик. Оценка либералов и оценка революционных де­мократов.

Учительница. Все эти оценки стоят в тесной связи с во­просом о русском национальном характере, о том, каков он. типичное ли явление отразил Островский. Консервативные, да и либеральные, критики говорили, что Островский показал не­типичное явление, что Катерина бросилась в воду не потому, что таковы условия жизни, а потому, что она по природе такая. Они подняли крик, что Островский отразил жизнь маленького захолустного городка, нетипичную для всей России.

Революционные демократы утверждали обратное; от их име­ни выступил Добролюбов. Он писал, что Островский изобразил не частный случай, а типичное явление русской жизни. Но главные споры разгорелись вокруг характера Катерины. Что это за характер? Слабый или сильный?

У некоторых критиков на первый план в ее характере вы­двигалась экзальтированность, религиозность, переходящая в мистицизм, впечатлительность. Характер ее объявлялся слабым, а трагический конец ее был, по мнению этих критиков, след­ствием особенностей ее натуры: «Катерина—женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем и преслабая». В противо­вес критикам либерально-консервативного лагеря Добролюбов доказывал, что характер Катерины «сосредоточенно решителен и самоотвержен в том смысле, что для него лучше гибель, не­жели жизнь при таких началах, которые еще противны, что это «решительный, цельный русский характер». В то же время— «светлый, любящий, созидательный, идеальный».

Наша задача—выяснить в процессе всей работы над пье­сой, кто прав в оценке Катерины. Каким задумал характер Катерины сам драматург? Размышления над этим вопросом заставят учеников вчитаться в драму и таким образом углубить или изменить свое первоначальное суждение о Катерине, свое отношение к ней.

Домашнее задание: Прочитать по хрестоматии отры­вок из статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве», дать письменные ответы на вопросы:[5,89]

1 Какого характера, по мнению Добролюбова, требовала эпоха?

2. Почему Добролюбов считал, что характер Катери­ны—«шаг вперед не только в драматической деятельности Ос­тровского, но и во всей нашей литературе»?

3. Почему Добро­любов придает большое значение тому, что сильный русский характер является у Островского в женском типе?

3-й урок. Обзор пьесы в целом.

Урок начинается с разговора о жизни в Калинове. Важно, чтобы ученики поняли, что Калинов—это не только Кабаниха и Дикой, это и Катерина, и Кулигин, и Варвара, и Кудряш. В «Грозе» изображен переломный момент в жизни России. Же­стоки нравы Калинова, велик произвол его хозяев, но им не­спокойно, иссякает терпение их жертв. Отсюда естествен пере­ход к беседе о непримиримости двух миров, об их несовмести­мости, об основном конфликте произведения.

Катерина—главная героиня пьесы. Но, чтобы понять ее, характер, поступки, судьбу, надо знать тех, кто ее окружает. Вопрос о значении других действующих лиц ставится так: к каждому из четырнадцати действующих лиц «Грозы» могут быть отнесены слова, сказанные о Феклуше: «Выкиньте Феклушу, и вам покажется, что вы отрезали кусок из живой части драмы....»? Почему?

Вот некоторые ответы: «Феклуша—уважаемое лицо среди купцов, ее новости слушают всерьез, а это говорит об их бескуль­турье». «Кабаниха ее слушает как равную, следовательно, она не понимает комизма ее речей». «Феклуша дает положитель­ную оценку нравам купечества, называет их «благолепием». «Без Феклуши мы гораздо меньше знаем об интересах темного царства и об уровне культуры». В этом же плане шел разговор и о других действующих лицах.

Затем ставились вопросы о группировке в пьесе действую­щих лиц, об основном конфликте произведения. Конфликт, ле­жащий в основе «Грозы»,—борьба молодых сил со старым миром.

Такой конфликт, являющийся типичным, служит отражени­ем ожесточенной борьбы, развернувшейся в годы революцион­ной ситуации, и выражением настроений передовых сил об­щества. . Далее на этом же уроке прослеживаем ход действия, устанавливаем значение отдельных сцен, выясняем, что можно считать завязкой, кульминацией и развязкой, в чем особенности экспозиции в пьесе.

При этом учитываем, что ко всем вопросам будем возвра­щаться в процессе анализа по действиям. На данном этапе нужно как бы наметить контуры пьесы, ее проблематики, дать то общее, в связи с чем будет разбираться отдельное.

Домашнее задание. Прочитать I действие и, подгото­виться к ответам на вопросы:

1. Какая картина должна предстать перед глазами зрителя, когда открывается занавес? Что должен подчеркнуть постанов­щик? 2. Какое значение имеет для понимания последующих со­бытий разговор Кулнгина, Кудряша, Шапкина? Что вы можете сказать о каждом из них? 3. Как подготовлен зритель к появ­лению семьи Кабановых? Какое значение имеют первые четы­ре явления? 4. Для чего на сцене появляется полусумасшед­шая барыня? 5. Почему I действие заканчивается грозой?

4-й урок. Неизбежность конфликта (работа над I дейст­вием).

Предлагаем ученикам мысленно перенестись в театр и вос­создать устно картину, развертывающуюся перед глазами зри­телей, когда открывается занавес.

Рисуя сцену I действия, девятиклассники говорят о широ­ких далях Заволжья, о просторах Волги, заставляющих Кулигина воскликнуть: «Вид необыкновенный! Красота! Душа ра­дуется». «Когда занавес открывается,—говорит ученик,—не­сколько моментов зритель смотрит на рощи, деревни, луга над Волгой, на родную русскую природу, затем слышит слова Кулигина, и ему кажется, что жизнь должна быть такой же пре­красной в этом благословенном уголке. Но вот видим, появ­ляется Дикой, начинают говорить о нем, и сразу становится грустно». «Красотой природы Островский подчеркивает безоб­разие диких»,—отмечает другой.

Подведя итоги высказываниям, подчеркиваем также, что, выбрав местом действия общественный сад на высоком берегу Волги, очевидно, в тот час, когда в церкви кончается служба, Островский сделал совершенно естественным появление всех действующих лиц. Через бульвар лежит путь из собора домой, бульвар — излюбленное место прогулок горожан. Отсюда от­крывается вид на Волгу, и потому понятно, что здесь любуется Волгой Кулигин. Напоминаем, что основная борьба в пьесе идет между Кабанихой и Катериной, а семья Кабановых появ­ляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые че­тыре явления?

Живым встал перед нами хищник и ругатель Дикой. Уже завоевали симпатию разудалый дерзкий Кудряш и гуманный Кулигин. Все пожалели Бориса, узнали о том, что он безна­дежно любит замужнюю женщину. Посмеялись над сладкими речами Феклуши... Теперь зритель не только осведомлен об отдельных лицах, но знает жизнь города. Перед ним «не зави­сящая от людей обстановка, определяющая их жизнь»,—объ­яснение характеров и судеб героев.

5-е явление имеет особое значение: в нем мы знакомимся и с Катериной и с Кабанихой и, внимательно вслушиваясь в речь каждой из них, получаем отчетливое представление о их характерах, о неизбежности конфликта между ними. Явле­ние желательно прослушать в грамзаписи.

Учащиеся рассказывают, как, по их мнению, должна по­явиться семья Кабановых на сцене. Наиболее часто возникают такие мнения: «Кабаниха должна идти важно впереди осталь­ных членов семьи», «Катерину, как героиню, надо выделить», «Она должна держаться скромно, но с достоинством», «Тихон идет за маменькой, сняв фуражку, уговаривая», «Варваре скуч­но, она держится в стороне, на глаза матери не может пока­заться», «Она не хочет вмешиваться». Поможем ученикам пред­ставить внешний облик, манеру держаться той и другой. С этой целью обратимся к сценической истории: артистка Рыкалова, современница драматурга, идеально исполняла роль Кабанихи. Когда она важно выходила во главе всей семьи, высокая, пол­ная, с суровым властным видом, и начинала скрипучим голосом свои упреки и поучения, которые, «как капля за каплей, равно­мерно падали на одно и то же место», казалось, что она спо­собна «даже камень проточить, как ржа железо».

Великолепно играла Катерину знаменитая русская артист­ка Стрепетова.

Перечитаем 5-е явление. Спрашиваем, какое впечатление у нас осталось от Кабанихи. Кабаниха сразу же вызывает ужас, она грубый деспот, ханжа, фанатически отстаивающая старое.

И все эти выводы мы делаем, «вслушиваясь» в ее речь. Во всей сцене Кабаниха играет активную роль, она «ведет раз­говор», упрекает, наставляет, угрожает и ругает. В чем упре­кает Кабаниха своих домашних? «Она упрекает детей в не­почтительности по отношению к родителям», «Изводит Тихона за то, что он предпочитает жену матери, что он хочет жить своим умом». «Укоряя, Кабаниха зорко следит за своей жерт­вой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывает ее страшный удар. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться, с меня достаточно, что она меня любит»,—следует ее суровый окрик. Упрек переходит в угрозу. Но если вдуматься в них, то становится ясным, что Кабаниха упрекает домашних в том, в чем они неповинны, а уп­реки ей нужны для того, чтобы начать угрозы и наставления,

Она наставляет, как надо жить, какой порядок должен быть в семье».

Что означает в устах Кабанихи слово «порядок», который страстно ею защищается? Беспрекословное подчинение млад­ших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства.

Кулигин, говоря о Кабанихе, называет ее ханжой. Чем мож­но подтвердить эти слова? Учащиеся отмечают, что ханжескую окраску ее речи придают, во-первых, ласкательные слова: «Мой друг, мой милый» и т. д.; во-вторых, самоунижение: «мать ста­ра», «мать глупа, ну да вы люди молодые, ученые не должны с нас стариков взыскивать», в-третьих, ссылки на родитель­скую любовь: «Ведь от любви-то родители и строгие к вам» или «Что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит», в-четвертых, стремление представить себя несчастной: «Ну что же, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте, что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомните».

И все это—в сочетании с откровенной грубостью: «Что ты выскочила в глазах-то поюлить?» или «Ну да так и есть раз­мазывай». Ее речь—сочетание грубости, холодного повели­тельного тона с елейным смирением и вздохами. Создается ощущение бесконечного потока слов. Ведь ей не надо повода для упреков и наставлений, она их создает сама.

Из слов Кабанихи отчетливо видно ее отношение к домаш­ним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.

Почему же именно Катерина вызывает ненависть Кабани­хи? Можно ли дать ответ на этот вопрос, опираясь только на это явление? Катерина так мало говорит, и все же всем своим поведением она бросает вызов темному царству, сама не подо­зревая об этом. В чем он заключается?

Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. Терпеть напраслину привыкли и Тихон и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, смело -поднимает свой голос в защиту своего человеческого до­стоинства. Но вызовом является не только это. Уже с первых реплик Катерины Островский показывает, что ее слова являют­ся вызовом тому порядку, который утверждает Кабаниха. Ее обращение к Кабаннхе на «ты», в то время как Тихон и Вар­вара говорят «Вы», должно раздражать Кабаниху.

Подумаем, почему Катерина так говорит?

7, 8, 9-е явления предлагаются для самостоятельной работы на уроках трем группам учеников в классе.

Задание 1.

1. Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой? 2. Проанализируйте речь Кате­рины. Как речь открывает нам ее внутренний мир? 3. Какой характер придают всему монологу Катерины слова: «Отчего люди не летают?»

Задание 2.

1. Как вспоминает Катерина свою жизнь в доме родителей? 2. В чем она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? 3. Почему Варвара не поняла Катерину?

Задание 3.

1. Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Вар­вары? 2. Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба,

происходящая в ее душе? 3. Какое значение для понимания характера Катерины имеет ее страх перед грозой? Сопоставьте ее поведение сейчас с тем, какой она была в 5-м явлении?

Выполнявшие первое задание отвечают: «Катерина ушла домой. Тихон, воспользовавшись случаем, побежал выпить к Савелу Прокофьевичу, Варвара и Катерина остаются на буль­варе его ждать. Начинается разговор». Дополняем. Мотивиро­вано и то, почему сокровенными мыслями и чувствами Кате­рина делится именно с Варварой. Она близка Катерине по воз­расту, жалеет ее, а для Катерины это самое главное: «Жале­ешь меня. Так ты, стало быть, любишь меня?». Катерина рас­трогана участием Варвары. За доброе отношение она платит безгранично щедро: «Я сама тебя люблю до смерти». Как до­казательство своей любви она дарит Варваре такой редкий, такой необычайный в темном царстве дар — свою откровен­ность.

Знаменитые слова Катерины: «Отчего люди не летают?»— дают настрой всему, разговору, являются своего рода эмоцио­нальной увертюрой к образу героини: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь».

В ответах по 2-му заданию особое внимание обращаем на рассказ Катерины о родительском доме.

Ученики отмечают, что жизнь в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых: те же странницы, посещение церкви, чтение жития святых. Но эту бедную содер­жанием жизнь она восполняла своим душевным богатством. Весь рассказ проникнут нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим. «Таково хорошо было», «У вас я завяла совсем». Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли. «Я жила... точно птичка на воле», «Маменька работать не при­нуждала, что хочу, бывало, то и делаю», «...здесь все как будто из-под неволи».

Дополняем. Просто, как чувствует, рассказывает Катерина. Только два ласковых народных слова: «клочок» и «водица», повторение местоимения,—подчеркивают, как ей хорошо было, с каким удовольствием она поливала цветы, с какой нежно­стью относится к прошлому. Но наряду с народной струей в ее речи есть много слов и выражений, связанных с религиозными представлениями и бытом: храмы, молюсь, ангелы, грех. Рели­гиозность Катерины отличалась от обрядового фанатизма ди­ких и кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью она воспринимала эстетиче­ски. «Грубые суеверные рассказы странниц превращались у нее в золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные добрые»,— пишет Добролюбов.

В ответах по 3-му заданию ученики говорят, что от свет­лых воспоминаний Катерина переходит к тому, что переживает сейчас. Она говорит о том чувстве, которое овладело ею, с,.ко­торым она борется. «Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала, не уйти мне от этого греха...» «Ведь это не­хорошо, ведь это страшный грех. Варенька, что я другого люб­лю». Катерина знает, что она не сможет жить двойной жизнью:

«Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете».

Совсем иначе считает Варвара: «Вот погоди, братец завтра уедет, подумаем; может быть, видеться можно будет».

Появление барыни и разыгравшаяся гроза завершают дей­ствие. Испуг Катерины психологически мотивирован ее душев­ным состоянием—ощущением греховности своих мыслей, а в связи с этим — предчувствием беды. Религия не только напи­тала образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу стра­хом—страхом геенны огненной, страхом греха. Смелая, реши­тельная Катерина, не робеющая перед грозной Кабанихой, бо­ится возмездия за грех: «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то,— вот что страшно».

Домашнее задание. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары? Как можно сформулировать их точки зрения?

5-й урок. Компромисс или бескомпромиссность? (Работа над II действием.)

Урок начинается с беседы по заданию, к которому ученики готовились дома. Эта беседа может вылиться в диспут.

Катерина и Варвара появляются во II действии. Они про-. должают начатый за сценой разговор о душевном состоянии Катерины, из которого Варвара делает вывод: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». На ее слова следует реплика Катерины: «И никогда не уходится». И дальше: «Та­кая уж я зародилась, горячая». Различным пониманием обеи­ми выражения «сердце не уходится» Островский тонко подчер­кивает различие Варвары и Катерины. Постоянная жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды—вот что присуще Катерине.

Варвара высказывает то, в .чем Катерина сама себе боит­ся признаться. Внутренняя борьба, происходящая в Катерине, выражается в разных формах: она старается убедить себя, что ничего не произошло: «Не говори мне про него, сделай ми­лость, не говори! Я его и знать не хочу!» И тут же словами «Я буду мужа любить» Катерина, сама не сознавая, призна­ется в том, что не любит Тихона и лишь последними усилиями пытается заставить себя относиться к нему, как требует, по ее понятиям, долг жены.

Напряженность эмоций, выражающаяся в короткой воскли­цательной фразе, в повторении, свойственна Катерине так же, как и прозрачная простота рассказа.

Примечательно, что Катерина, которая так много говорит о своем душевном смятении, не упоминает о внешних препят­ствиях, которые ее ждут; для нее важно внутренне победить се­бя, поэтому она апеллирует к своей воле: «И хочу себя перело­мить, да не могу никак». «Я и думать-то не хотела...» Путь об­мана, такой обычный в темном царстве, неприемлем для Кате­рины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»—Катерина от­вечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».

Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока тер­пится», или: «Я уйду, да и была такова», «А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой». Слова ее говорят о цельности, о способности идти до конца:

«В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» «Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем разви­тии...»— восхищается Добролюбов.

Наказ Тихона и сцепа клятвы открывают Катерине глаза на свекровь и мужа.

3-е явление может быть прочитано по ролям учащимися. Важно, чтобы в этом чтении было подчеркнуто, что Кабаниха не только соблюдает порядок, но и стремится унизить невест­ку, показать ей, как плохо о ней думают, ни в чем ей не верят, и в то же время—как у Катерины растет чувство оскорблен­ного достоинства.

Вопросы для самостоятельного анализа 4-го явления на уроке:

1. Почему для Катерины был так важен разговор с Тихо­ном?

Что она поняла? 2. О чем говорят ремарки к 3-му и 4-му явлениям? 3. Почему Катерина решила дать клятву Тихону?

Смысл ответов учеников по заданию к 4-му явлению сво­дится к следующему: все время, пока Тихон произносит под диктовку матери наказ, Катерина молчит, только ремарка ав­тора «Катерина строго взглядывает на него»-, стоящая после слов «Не заглядывайся на парней», говорит о том, как Катери­не оскорбительно слышать эту «напраслину». Обида подчерки­вается и ремарками в 4-м явлении: молчание, после непродол­жительного молчания, покачав головой, все в том же состоя­нии, слегка покачивая головой и т. п.

Весь разговор с Тихоном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаянная попытка сохра­нить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять

се с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничто­жество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Катерина в отчаянии. Почва ускользает у нее из-под ног. И особенно ранит ее серд­це упоминание Тихона о матери: «Не говори ты о ней, не ти­рань ты моего сердца. Ах, беда, моя беда!» Последнее, за что пытается ухватиться Катерина,—это дать клятву. Ведь нару­шить клятву—страшный незамолимый грех. И она произносит свою клятву.

Простившись, Тихон уходит, Катерина и Варвара за ним покидают сцену. Через некоторое время они возвращаются. И когда Кабаниха начинает упрекать Катерину в том, что она не «воет», проводив мужа, Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить'» Стоит рассказать ученикам, как Стрепетова проводила эту сцену. Очевидец вспоминает, что, услышав голос Кабанихи, Катерина как бы уходит в себя, дви­гается, как автомат. Только в смелом взгляде, обращенном на свекровь, и в словах: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!», произнесенных глухим, злым голосом, чувствуется протестующая сила.

Наступает момент, о котором Катерина говорила Варваре:

«А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержат меня никакой силой».

Монолог с ключом — необычайно емок и сложен. Лучше его прослушать в грамзаписи: чтение его даже подготовленными учениками обычно не передает всей гаммы чувства и глубины содержания, в нем заключенных.

На вопрос, что им кажется самым главным в этом моноло­ге, ученики обычно прежде всего говорят, что для Катерины ' стало ясно, что в безвыходном положении, в котором она очу­тилась, виновата Кабаниха: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны».

Катерине никто не помог в борьбе с охватившим ее чувст­вом. Прощание с Тихоном показало, что ее верность и предан­ность не нужны мужу.

Но не всегда замечают ученики, что в знаменитом монологе с ключом Катерина, говоря о себе, связывает свою долю с до­лей всех русских женщин из народа. «Ах, горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плаче г, а пуще всех мы, бабы». В простых словах Катерины, где «маюсь» становится синони­мом слова «живу», показана тяжелая доля русской жен­щины.

Монолог с ключом полон разнообразных оттенков чувств и настроения. Отчаяние, ужас, страх сомнения побеждаются не­преодолимым стремлением к счастью.

Домашнее задание. 1. Как Островский заставляет зри­теля, смотрящего 3-е действие, оправдать Катерину? 2. В чем значение 1-й сцены для понимания последующих событий?

3. Подготовить чтение по ролям диалогов Феклуши и Кабанихи, Дикого и Кабанихи и дать к ним комментарии. Сравнить речь Дикого в I и III действиях.

6-й урок. На чьей стороне драматург? (Работа над III дей­ствием.)

Островский все делает для того, чтобы зритель не только разумом, но и сердцем оправдал Катерину. Все действие пост­роено на контрастах. Контрастны 1-я и 2-я сцены. В 1-й— жизнь Калинова с произволом купцов, темнотой и жестокими 'нравами; во 2-й—ночной Калинов.

Контрасты и во 2-й сцене. Беззаботная и простая любовь Кудряша и Варвары подчеркивает сложность любви Катерины и Бориса. На сцене почти все время звучит песня. Песня часто входит в пьесы Островского, который считал, что хорошая пес­ня не только вызывает симпатию к исполнителю, но говорит о самом человеке. И то, что Варвара и Кудряш поют широкие, удалые песни, — свидетельство их положительной оценки дра­матургом. Знаменитая актриса Садовская—исполнительница роли Варвары,—казалось, в этой сцене «дышала песней, а не пела ее, как поют все, у нее сердце стучало песней». Красота природы и песни в этой картине подчеркнута репликой Бориса:

«Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песня, свидания!» Они уси­ливают мотив всей картины—торжество жизни, любви. Но не может быть прочным счастье Катерины.

Предлагаем ученикам подумать, какие преграды стоят на пути Катерины к счастью. В беседе устанавливаем, что, поми­мо чисто внешних препятствий, есть непреодолимые преграды в самом характере Катерины. Страх греха, ужас перед геенной огненной еще вернутся к ней—старое не уходит мгновенно. Но не только это—честная, цельная Катерина никогда не сможет жить двойной жизнью.

Мы начали разговор со 2-й сцены, полной подлинного дра­матизма. С какими мыслями и чувствами остается зритель пос­ле 1-й сцены? Вспомним ее. В чем ее значение? Ученики чита­ют подготовленное дома 1-е явление III действия.

Разговор с Феклушей посвящен вопросам «общественной» жизни. По существу, Феклуша излагает взгляды «темного цар­ства» на общественную жизнь. Кабаниха преимущественно слу­шает, но отдельные реплики ее показывают полное доверие к словам странницы. Кабаниха настолько невежественна; что ее не смущает несообразность речей Феклуши. Даже то, что «вре­мя приходит в умаление», удивляет Кабаниху только в первый момент. Затем она быстро удовлетворяется разъяснениями Фек­луши. И смеется зритель над рассуждениями странницы, и страшно ему от темноты и суеверий.

Ученики в лицах читают сцену «Дикой и Кабаниха».

Пьяный Дикой бродит по городу, наводя на всех ужас. «Напившись», он идет к куме. Она одна может разговорить его сердце—так мотивировано появление Дикого у дома Кабанихи. О подробностях его «путешествия» по городу мы можем су­дить по первым репликам в разговоре с Кабанихой. Дикой еще «не перестроился», увидев Кабаниху, он продолжает с ней го­ворить, так, как обычно. Каждая фраза—окрик, утверждение своего права на произвол. «А кто же мне запретит?» Цель— запугать вопросами. На них никто не смеет ответить, но все должны чувствовать трепет перед Диким.

Отпор Кабанихи, сознание того, что ее не запугаешь, сразу приводят Дикого в себя. «Самодур дуреет, ломается, артачится, пока не встретит себе противодействия» (Добролюбов).

Начинается разговор, в котором Дикой никого не устрашает и стремится быть откровенным. Этот разговор показывает, что возможность благодаря богатству безнаказанно издеваться над людьми, бесправие и покорность его жертв извратили понятия Дикого о себе и об окружающих.

Привычка к своеволию разучила Дикого мотивировать свои поступки. «Никакого дела нет—а я хмелен, вот и все» и т. д.

В состязании самодуров преимущество остается на стороне Кабанихи. Спокойно и насмешливо ведет разговор с Диким Ка-баниха. Она видит кума насквозь. Кабаниха, только что серь­езно слушавшая рассказы Феклуши, здесь умна и наблюда­тельна. И может быть, многие из первых зрителей «Грозы», встречавшие не раз диких, феклуш, кабаних в жизни, теперь, смеясь над ними в театре, узнали им настоящую цену и в то же время всем сердцем ощутили трагедию Катерины.

Дома учащиеся обдумывают вопросы:

1. Почему Островский местом 4-го действия избрал старую, полуразрушенную галерею? 2. Какой смысл имеет здесь «гроза»? 3. Какое место в идейном содержании драмы занимает диалог Кулигина и Дикого?

7-й урок. Сила и слабость характера? Победа или пора­жение? (Работа над IV—V действиями.)

IV действие происходит в узкой галерее со сводами старин­ной, начинающей разрушаться постройки. Мрачные развалины, тяжелые удары грома, темнота и невежество' людей создают гнетущее впечатление. Кажется, нет просвета в «темном царст­ве». Но диалог Кулигина и Дикого говорит о том, что идет борьба между мраком и светом. Этот диалог—знамение вре­мени, он воссоздает атмосферу тех лет. На Кулигина не дейст­вуют обычные для Дикого методы устрашения. Грубому высо­комерию самодура он противопоставляет чувство человеческого достоинства, гордость своим честным именем. «А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!» Воинствующему невежеству купца противостоит вера в науку, в силу человеческого разума.

Однако сцена говорит и о слабости Кулигина. Он верит в си­лу убеждения. А разговор его с Диким показывает, что прось­бами и уговорами не победить диких и кабаних.

Напряженность действия нарастает. Катерина еще не появи­лась на сцене, но из разговора Варвары и Бориса зритель уз­нает о ее душевном состоянии. Входят Кабанов, Кабанова и Катерина. Зритель чувствует: должно произойти что-то страш­ное. Об этом свидетельствуют реплики действующих лиц.

Признание Катерины—кульминация. Но не о слабости Ка­терины говорит оно. Понадобилось много внешних толчков, что­бы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась, она увидела Бориса, потом услы­шала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза даром не прой­дет», затем пророчество барыни. И наконец, самое страшное для Катерины, когда она видит изображение геенны огненной.

И опять, как в предыдущем действии. Островский, застав­ляет зрителя в этот страшный для Катерины момент быгь на ее стороне, сочувствовать ей. Ее жалеет Варвара, и даже Ти­хон пытается помочь ей.

И все же в конце IV действия зрителям кажется, что Ка­терина сломлена, что в ее душе победит страх греха.

И вот начинается V действие. Учитель ведет беседу по во­просам: какие возможные «выходы» намечает Островский? Ка­кой из них был бы победой Кабанихи? Почему можно счи­тать, что борьба в драме закончилась поражением Кабанихи? Кто виноват в гибели Катерины?

Из разговоров Тихона и Кулигина, из слов самой Катерины мы узнаем о той жизни, которую создала ей Кабаниха. Зная Кабаниху, зритель понимает, что ей важно не только заставить мучиться Катерину, ей надо наказать непокорную так, чтобы другим неповадно было. А происходит обратное—семья Каба­нихи разваливается.

А Катерина — что могло ожидать ее дальше? Островский намечает возможные для Катерины выходы и тут же показы­вает их неосуществимость.

Кулнгин советует Тихону простить Катерину и не поминать никогда о ее проступке. Но это немыслимо—слишком безво­лен Тихон: «...я-то бы ничего, а маменька-то... разве с ней сго­воришь!..»

Катерина просит Бориса взять ее с собой. Но он отступает от нее. И причина не только в законах и нравах царской Рос­сии, но и в самом характере Бориса: «Нельзя мне. Катя, не по своей я воле еду...»

Смириться, терпеть, принять страдание при жизни. Медлен­ное увядание в результате постоянных истязаний и издева­тельств Кабанихи. Как раз это нужно д>Смириться, терпеть, принять страдание при жизни. Медлен­ное увядание в результате постоянных истязаний и издева­тельств Кабанихи. Как раз это нужно для полного торжества «порядка» Кабанихи. «Загнать в гроб...»—победа Кабанихи. Но Катерина не может жить в неволе. «Куда теперь? Домой

идти? Нет, мне, что домой, что в могилу—все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» Нена­висть к неволе у нее сильнее страха перед грехом.

Последние монологи Катерины полны печали и душевного благородства. Даже горе не делает ее эгоистичной. Прощаясь с Борисом, она ни о чем не просит, стремится его успокоить, во всем винит себя.

В этих же монологах Островский показывает, что и послед­нее страшное испытание не убило любви Катерины к жизни. Уходя из жизни, она продолжает страстно любить ее. В ее во­ображении возникает весна—время пробуждения природы, тор­жества жизни. Все у нее светлое, радостное—и травы, и дож­дичек, и цветочки.

Но самоубийство—незамолимый грех, путь в геенну огнен­ную. О самоубийцах нельзя даже молиться. Все эти мысли про­бегали в сознании Катерины: «Грех! Молиться не будут?»— задает она вопрос и твердо отвечает: «Кто любит, тот будет молиться...» В предсмертные минуты Катерина разрывает по­следние путы темного царства — страх перед грехом. Не раз­лука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают... да вернут домой насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.

Развязка семейной драмы Кабановых происходит на улице, становится гласной. Таким образом, семейная драма приобрета­ет общественное звучание, выносится на общественный суд, и этот суд не только на сцене, но и в зрительном зале.

Среди тем, предлагаемых нами для домашнего сочинения, завершающего изучение пьесы, были:

1. Темы, рассчитанные на анализ пьесы в целом, на выяс­нение идейно-художественного замысла: «Гроза»... самое ре­шительное произведение Островского» (Добролюбов), «В «Гро­зе» есть... что-то освежающее и ободряющее» (Добролюбов). «Положительный идеал Островского в «Грозе», «На чьей сто­роне драматург?», «Смысл заглавия «Гроза», «Поражение Ка-банихи», «Островский—обличитель темного царства», «В «Гро­зе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц» (Добролюбов) и т. д.

2. Темы, побуждающие сосредоточиться на характере Кате­рины: «Характер Катерины соответствует новой фазе нашей на­родной жизни» {Добролюбов), «Характер Катерины составляет шаг вперед... во всей нашей литературе» (Добролюбов), «Ду­шевное богатство Катерины», «Сильный или слабый харак­тер?», «Представление о Катерине у других действующих лиц и понимание этого характера зрителями наших дней».

3. Темы, предполагающие анализ отдельного акта: «4-й акт— кульминация пьесы», «Пятый акт «Грозы» составляет апофеозу этого характера» (Добролюбов) и т. д.