Налогово – бюджетная политика.

Фискальная политика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных доходов и расходов, она осуществляется с помощью двух рычагов:

· Налоги

· Государственные расходы – расходы на содержание государственных служб, а также на государственные закупки, при этом различают:

Ø Закупки для собственного потребление государства

Ø Закупки для регулирования рынка

Богатеют не только доходом, но и правильным расходом.

Рассмотрим с помощью графика влияние государственной политики на экономику.

 

 

ВВП
А C
В C+I
М
K C+I+G
Совокупные расходы C+J+G

 

 


 

ВК=G

B1K1=(приросту) ВВП

Состояние экономики, когда ВВП полностью потреблен

Точка А1 показывает величину ВВП, когда расходы =C,

точка В1 показывает величину ВВП, когда совокупные расходы= C+I

Точка К1 показывает величину= C+I+G

Как видим гос расходы G точно также влияют на рост ВВП как потребительские расходы С и инвестиции I, чем выше гос расходы, тем больше объем ВВП.

Государственные расходы являются эффективным регулятором экономики.

Подобно инвестициям государственные расходы обладают эффектом мультипликатора, то есть множительным эффектом.

 

Мультипликатор показывает- НА СКОЛЬКО ВОЗРАСТЕТ РЕАЛЬНЫЙ ВВП ИЛИ НД В РЕЗУЛЬТАТЕ УВЕЛИЧЕНИЯ РАСХОДВ ГОСУДАРСТВА НА ЗАКУПКУ ТОВРАОВ И УСЛУГ.

ГОСУДАРСТВО УВЕЛИЧИВАЯ СВОИ РАСХОДЫ ВЫЗЫВАЮТ И РОСТ ВВП РАВНЫМ РОСТУ РАСХОДОВ.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также обладают мультипликационным эффектом.

mt – это мультипликатор налогов, коэффициент которые показывает во сколько раз изменится ВВП под влиянием изменением налогов

 

Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает во сколько раз изменится ВВП под влиянием изменения налогов.

Однако мультипликатор налогов меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.

Личный доход – налоги = располагаемый доход.

Объясняется это тем, что когда государство сокращает налоги, растет располагаемый доход, но только часть его идет на потребление, а другая часть на сбережения.

Современная наука выделяет два вида фискальной политики:

· Дискреционной:

Ø Стимулирующая

Ø Во время кризисов, спадов в экономики

Ø Сдерживающая

Поддерживается во время бумов в экономики

· Не дискреционной:

Ø Встроенные стабилизаторы

Ø Автоматические регуляторы

Дискреционная политика – это такая политика предлагаемая государствам, сознательное регулирование государством налогов и государственных расходов с целью влияние на реальный ВВП, занятость, инфляцию, экономический рост. Её проведение требует принятия документов на государственном уровне, законов, указов и так далее.

Всторенные стабилизаторы или автоматические регулятоы, это такой механизм, который автоматически бе вмешательства государства реагирует на изменение экономической ситуации в стране. Среди них:

· Налоговая система

· социальная выплата:

Ø пособие по безработицы

Ø налоги на прибыль

Ø прогрессивный подоходный налог

На фискальную политику стран сильное влияние оказывает кейнсианская и монетаристская теория.

Кейнсиансы утверждают: рыночная система не стабильна, поэтому нужна активная государственная политика, основа её – совокупные расходы C+I+G+Nx

Монетаристы делают упор на деньги – рынок по их мнению. Вмешательство государства должно быть минимальным. Главное – соблюдать уравнение Фишера: MV= P*Q.

В России в конце 20 века прогрессировала монетаристкая политика, с 2000 усилилась кейнсианская политика.

Сейчас во всем мире идут поиски разумного сочетания денежной и фискальной политики.

5. Бюджетный дефицит.

Когда расходы = его доходам бюджет называется сбалансированным.

Если расходы, > чем доходы, такой бюджет называется дефицитным.

Если расходы < чем доходы, такой бюджет называется профицитным.

Бюджетный дефицитный, на которую в данном году расходы больше чем доходы.

Бюджетный дефицит= доходы – расходы.

Для покрытия дефицита бюджета как правило используется следующие источники:

· Повышение налоговых ставок, введение новых налогов

· Эмиссия бумажных денег

· Государственные займы внутри страны и за рубежом – решающий источник

Во всем мире государство идут на выпуск облигаций, то есть на долговые ямы.

Средства, полученные от продажи предприятия их населению. Используются государством, для без инфляционного покрытия дефицита.

Однако, такая практика ведет к возникновению и росту государственному долгу.

Государственный долг= сумма бюджетных дефицитов – сумма бюджетных излишков.

Различают и внешний государственный долг.

Внутренний долг – это долг государства своему населению.

Внешний долг – это долг иностранным государствам и лицам.

Долг России внутренний – 632 млдр. руб.

Долг России внешний – 32 млрд руб.

В настоящее время почти во всех станах мира государственные расходы превышают государственные доходы, по этой причине дефицит государственного бюджета стал постоянным явлением – хронической болезнью стран мира.

Причины:

· Повышение государственной роли в жизни общества

· Спады общественного производства

· Раздутые социальные программы

· Увеличение военных расходов

· Рост численности государственного аппарата

· Расширение масштабов теневой экономики

· Ошибки государства в проведении финансово – экономической политики

В настоящее время существует 3 концепции регулирования бюджета:

1) Ежегодное балансирование бюджета

2) Циклического балансирование бюджета

3) Функционального балансирование бюджета

t
V