Мирные инициативы советской дипломатии с целью достижения международной разрядки.

Важным событием 1955 года явилось примирение СССР с Югославией. Советское руководство заявило, что югославский режим не стал "реставрированным капитализмом", а просто Югославия следует к социализму своим путем. Это было первое признание многообразия путей к социализму, провозглашенного на XX съезде КПСС.

Основной целью советской дипломатии была стабилизация ситуации в Европе путем узаконивания положения, сложившегося после войны. Нужно было, как выражается Н.С. Хрущёв, "кардинально решать" немецкую проблему. Речь шла о подписании мирного договора, который не был заключен за столько лет после войны, с обоими немецкими государствами. Предложение, выдвинутое коллективно странами Варшавского Договора в мае 1958 года, было отвергнуто США и их союзниками, выступившими против любого официального признания ГДР. Для того, чтобы сделать страны-участницы блока НАТО более сговорчивыми, Н.С. Хрущёв предложил сделать Западный Берлин, разделенный после войны на четыре оккупационные зоны, "свободным городом". Это значило, что в этот город американцы, англичане и французы смогли бы попасть только с разрешения властей ГДР. Переговоры по данной проблеме шли с 1958 по 1961 годы, однако она так и не была решена. Было решено построить вокруг Западного Берлина знаменитую стену из бетонных плит.

Другой проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно с США, было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз, к удивлению США, достиг значительных успехов. Однако это было трудное соревнование, которое налагало на советскую экономику непосильное бремя и не позволяло повысить жизненный уровень советских людей. СССР выдвинул много предложений о разоружении. Так Н.С. Хрущев в сентябре 1959 года выступил на Ассамблее ООН с программой "всеобщего и полного разоружения" всех стран. Советскому Союзу не доверяли ни США, ни их союзники. Поэтому в марте 1958 года СССР по собственной инициативе приостановил испытания ядерного оружия.

Изменение советской стратегии и обращение СССР к США было следствием того, что эта страна была единственным противником, способным поразить Советский Союз. Н.С. Хрущёв был первым главой не только советского, но и русского правительства, который нанес визит в США в сентябре 1959 года. Визит закончился переговорами с президентом США Эйзенхауэром, однако никаких соглашений подписано не было.

Важным аспектом дипломатии Советского Союза была антиколониальная тема. Конец 50-х годов ознаменовался резким усилением борьбы колоний против метрополий. Были вынуждены уйти из Африки Англия и Франция. Их место стремились заполнить США.

В колониальных странах нашлись те, кто захотел избавиться от колонизации и вершить судьбу своей страны самостоятельно. Они обратили свои взоры к СССР в надежде на помощь. Прямая или косвенная советская помощь позволяла различным странам ускорить более радикальные решения по смене правительств.

Особенно остро сложилась ситуация вокруг Кубы. 1 января 1959 года на Кубе был свергнут режим Батисты, поддерживаемого США. И на Кубе установился режим Фиделя Кастро. Правительство Кастро искало помощи у СССР и Китая. Советское правительство оказало помощь Кубе, Конго, странам Индокитая.

Тем временем в США занял президентский пост Джон Кеннеди. В июне 1961 года он встретился с Н.С.Хрущёвым в Вене. Эта встреча положила начало регулярному обмену посланиями. Это было символом мирных намерений.

Н.С. Хрущев и Дж. Кенеди стали участниками знаменитого “карибского кризиса” октября 1962 года. Начало этого кризиса относится к весне 1961 года, когда США попытались свергнуть правительство Кастро на Кубе. В ответ на это СССР летом 1962 года разместил на острове свои ракеты, нацеленные на американскую территорию. США, в свою очередь, объявили морскую блокаду острова и потребовали убрать советские ракеты, иначе они будут разрушены.

Мир был в нескольких минутах от ядерной войны, результат которой мог быть очень плачевным как для обеих противостоящих сторон, так и вообще для жизни на планете

Стоит особо отметить тот факт, что руководители США и СССР предпочли не развязывать войны, а начать договариваться.

СССР согласился убрать ракеты, а в обмен США обязались не организовывать и не поддерживать вторжения на Кубу.

Приход к власти Л И. Брежнева ознаменовался разработкой новой внешнеполитической доктрины: укрепление социалистического лагеря, политика мирного сосуществования и сотрудничества с капиталистическими государствами, всемерная поддержка «прогрессивных» движений и режимов во всем мире. Нарушенные в 50-е гг. отношения с Китаем нормализовать не удалось. Непросто складывались отношения с государствами соцлагеря. В конце 60-х гг. осложнились отношения с Польшей, Румынией, Чехословакией.

Установившийся военный паритет между СССР и США стал основой для переговоров по ограничению межконтинентальных ракет: в 1972 г. был подписан договор об ограничении стратегических вооружений на пять лет (ОСВ-1). Советский Союз пытался проводить политику сотрудничества с союзниками США, сначала с Францией (в 1966 г. состоялся визит генерала де Голля в Москву), а затем с ФРГ (в 1970 г. канцлер ФРГ Вилли Брандт приезжал в СССР).

I августа 1975 г. руководители 33 европейских стран, к которым присоединились США и Канада, подписали в Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Итоговый документ закрепил послевоенные границы в Европе, содержал статью о защите прав человека, свободе информации и передвижения; расширял политические контакты между странами. Однако последующие мирные инициативы СССР не встретили понимания, расценивались как пропагандистский трюк.

Начались новые тяжелые переговоры между странами и планка напряженности снова медленно поползла вверх.

 

Билет 37. Политико-дипломатическая деятельность СССР в отношении стран «третьего мира».

Во второй половине 1960х — первой половине 1980х гг. продолжалось противоборство за доминирование в мире двух общественно-политических систем — капитализма и социализма. Основным объектом борьбы были развивающиеся страны, или страны «третьего мира», превратившиеся в арену острого соперничества двух сверхдержав — США и СССР.

Приоритетной задачей внешней политики СССР в «третьем мире» оставалась поддержка дружественных режимов и движений. Определяющим критерием при принятии решения о предоставлении помощи (военной, экономической, технической) стал теперь не абстрактный «вклад в борьбу с мировым империализмом», а практическая выгода, которую СССР мог получить для обеспечения своих собственных интересов (имелись в виду прежде всего геополитические выгоды для осуществления имперских планов, распространения влияния СССР и социализма на новые регионы). Новым элементом политики в «третьем мире» стали попытки «сближения» с некоторыми откровенно прозападными государствами (Иран, Турция, Пакистан) с тем, чтобы максимально распространить сферу своего влияния.

Наряду с геополитическими присутствовали и политико-идеологические мотивы в отношениях СССР со странами «третьего мира». Поддержку со стороны СССР получали те молодые освободившиеся государства, которые заявляли, что избрали социалистический путь развития: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Лаос и другие.

return false">ссылка скрыта

Однако советскому руководству приходилось выбирать, чью сторону поддерживать: в Анголе и Эфиопии шли длительные гражданские войны. СССР оказывал поддержку просоветским ориентированным силам этих стран.

Со второй половины 1960х гг. зоны геополитических интересов СССР расширились, распространившись не только на традиционные для России регионы Европы и Азии, но и на ряд стран Африки, Латинской Америки. Запад воспринимал это как угрозу коммунизма, советский экспансионизм в действии. Ареной противоборства СССР и США становились государства Латинской Америки. Стремление СССР расширить с ними связи, оказание поддержки прокоммунистическим силам в Никарагуа, Чили, Сальвадоре и других странах встречали активное противодействие США.

США и СССР, стоявшие за ними военно-политические блоки НАТО и ОВД избегали прямой военной конфронтации, однако соперничество за влияние в развивающихся странах было весьма острым, являясь одной из причин многочисленных региональных конфликтов в «третьем мире».

Более 10 лет СССР оказывал помощь Северному Вьетнаму, который вел борьбу против американской агрессии. В 1975 г. завершилось воссоединение Северного и Южного Вьетнама. Эта победа явилась высшей точкой в расширении сферы влияния социализма в этом регионе.

Постоянно поддерживал СССР борьбу арабских стран с Израилем. В июле 1967 г. Израиль совершил агрессию против Египта, Сирии, Иордании. Началась очередная арабо-израильская война, продолжавшаяся всего 6 дней. От окончательного разгрома их спасла решительная поддержка СССР, разорвавшего дипломатические отношения с Израилем. Происходило сближение СССР с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. Договоры о дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом были подписаны Египтом (май 1972 г.), Ираном (апрель 1972 г.), Народно-демократической Республикой Йемен (октябрь 1979 г.), Сирией (октябрь 1980 г.).

Внешняя политика СССР в отношении «третьего мира» все больше приходила в противоречие с подлинными национальными интересами страны — обеспечением благосостояния собственного народа.

Грубейшим внешнеполитическим просчетом СССР было вооруженное вмешательство во внутренние дела Афганистана, очень скоро трансформировавшееся в необъявленную войну, которая тянулась 9 лет.

27 апреля 1978 г. в Афганистане произошел вооруженный переворот, к власти в Кабуле пришла народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая социалистические цели.

Политическое руководство СССР поспешно заявило о поддержке афганской революции, признало объявленную 30 апреля 1978 г. Демократическую Республику Афганистан (ДРА). В декабре 1978 г. в Москве был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и ДРА, заключен ряд соглашений. В Афганистан направлялись советники из СССР.

Западный мир оценил ввод советских войск в Афганистан и последующую длительную войну как яркий показатель советской экспансии в действии и использовал для усиления антисоветской пропаганды.

Последствия действий СССР в Афганистане — падение авторитета страны в мире, рост изоляции, блокирование разрядки, новое резкое обострение отношений между Востоком и Западом, нарастание противостояния двух сверхдержав — СССР и США.

Американская администрация, Запад в целом делали все для того, чтобы СССР завяз в Афганистане. К середине 1980х гг. более 120 стран-членов ООН, то есть подавляющее большинство, последовательно выступали против присутствия советских войск в Афганистане.

 

 

Билет 38. Усилия ССР с целью урегулирования «Карибского кризиса»

 

Карибский кризис — исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано тайной переброской и размещением на Кубе военных частей и подразделений Вооруженных Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне.

 

Приход к власти в Вашингтоне администрации демократов привел к ухудшению американо-кубинских отношений, поскольку режим Ф. Кастро в Гаване был репрессивным, а демократическая партия была особенно чувствительна к проблеме защиты прав человека. Связи Москвы и Гаваны крепли. Демонстрацией их прочности стала встреча Н. С. Хрущева и Ф. Кастро в Нью-Йорке во время сессии ГА ООН по деколонизации в декабре 1960 г. Во время неофициальной встречи лидеров двух стран в присутствии журналистов в кулуарах сессии Н. С. Хрущев крайне неосторожно выразился в том смысле, что если США позволят себе напасть на Кубу, то они «получат в ответ град советских ракет». Хотя советский лидер тут же оговорился, что он выражался фигурально, его высказывание попало в газеты и дало основание для множества спекуляций. Неприязненные отношения с Кубой были для Вашингтона источником раздражения, поскольку «кубинская фронда» мешала Соединенным Штатам предстать в роли «доброго друга» латиноамериканских стран. Кубинское руководство резче критиковало политику США, а американские представители жестче обвиняли Кубу в проведении антигуманной политики.

С середины января 1962 г. Советский Союз увеличил Кубе военную помощь, мотивируя это угрозой, которая существовала для нее со стороны США, способных повторить попытку свержения Ф. Кастро (первое было в 1961 г.). Помогая Гаване, советское руководство преследовало стратегические цели. СССР чувствовал себя уязвимым перед лицом «ракетной угрозы» США, поскольку американские ракеты «Юпитер», размещенные в Турции, могли поражать цели на территории всей европейской части CCCР. К октябрю 1962 г. на острове было размещено 42 ракеты с ядерными боеголовками, которые обслуживались 40-тысячным контингентом советских войск.

18 октября 1962 г. в Вашингтон прибыл министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, который в беседе с президентом Дж. Кеннеди отрицал присутствие на Кубе советских ракет, хотя признал, что СССР поставил Кубе вооружения оборонительного характера. Американская сторона предъявила материалы аэрофотосъемок. Москва была вынуждена признать факт размещения ракет, но отказалась их удалить.

23 октября поздно вечером Дж. Кеннеди, министр юстиции США и брат президента, Роберт Кеннеди, в неофициальном порядке посетил советское посольство в Вашингтоне, где в секретной беседе с советским послом А. Ф. Добрыниным изложил американское видение ситуации. Смысл сигнала состоял в том, что США не хотели войны, но категорически настаивали на удалении с Кубы советских ракет, угрожая нанести удар по Кубе, если решение о демонтировании ракет не будет принято.

В ответ посол А. Ф. Добрынин заявил, что к войне не стремится и СССР. Далее он повторил ранее изложенный Н. С. Хрущевым аргумент о том, что размещение советских ракет было ответным шагом на размещения американских ракет в Турции и угрозы правительству Ф.Кастро. Содержание беседы было сообщено руководителям обеих стран.

Важную роль во всём Карибском кризисе сыграла переписка Хрущева и Кеннеди. Во втором письме, написанном 26 октября, менее воинственном и провокационным по своему содержанию, Хрущёв предложил американцам вариант демонтажа установленных ракет и возвращения их в СССР. В обмен он требовал гарантий того, что «Соединенные Штаты не вторгнутся своими войсками на Кубу и не будут поддерживать никакие другие силы, которые намеревались бы совершить вторжение на Кубу». Закончил он письмо фразой: «Нам с вами не следует сейчас тянуть за концы верёвки, на которой вы завязали узел войны».

В ходе обмена посланиями между Н. С. Хрущевым и Дж. Кеннеди и переговоров А. Ф. Добрынина с Р. Кеннеди с 23 по 28 октября удалось выработать условия компромисса. Р. Кеннеди заявил, что его брат готов дать гарантии ненападения и скорейшего снятия блокады с Кубы. На вопрос о ракетах в Турции ответ Р. Кеннеди был следующим: «Если в этом единственное препятствие к достижению упомянутого выше урегулирования, то Президент не видит непреодолимых трудностей в решении вопроса».
Соединенные Штаты согласились сделать заявление об отказе от попыток свергнуть Ф. Кастро при помощи силы. В ответ Советский Союз согласился начать демонтаж своих ракетных установок на Кубе, вывезти ракеты с острова и не размещать их там впредь. Эту часть соглашения было решено предать гласности.

По вопросу об американских ракетах в Турции была достигнута секретная договоренность о том, что они будут выведены оттуда в ближайшее время (4-5 месяцев), после формального согласования этого вопроса с турецкой стороной и НАТО. Американское руководство сравнительно легко согласилось с выводом ракет из Турции, так как в 1962 г. оно уже пришло к убеждению о необходимости удаления из Европы и Турции устаревших ракет типа «Тор» и «Юпитер» и их замены новыми ракетами морского базирования «Поларис». Договоренность с Москвой лишь ускорила осуществление этого плана.

Карибский кризис был урегулирован. Обе стороны выполнили принятые обязательства. США заявили об отказе от подрывных действия против Кубы, а Н.С.Хрущев отдал приказ о выводе с Кубы советских ракет. Американские ракеты из Турции были удалены в течение нескольких месяцев.

Карибский кризис показал важную роль политических лидеров в выборе путей решения конфликта. Оба лидера, несмотря на наличие радикальных подходов к разрешению кризиса со стороны военной и политической элиты, несмотря на собственные политические амбиции, выбрали разумный компромисс. Страх перед ядерной войной оказался сильней собственных желаний как одной, так и другой стороны.

 

 

Вопрос 39