Обоснование выбора методик. Решение проблемы диагностики УУД.

Мониторинг 1-4 классов УУД

 

В 2014-2015 учебном году внедрен в систему образования Республики Крым новый федеральный государственный образовательный стандарт. В связи с чем, изменились и расширились должностные обязанности педагогов-психологов, работающих в школе. В диагностической работе добавилась работа по определению развития уровня универсальных учебных действий. Методических материалов, строго рекомендованных для диагностики УУД нет. Поэтому появилась острая необходимость создать такой психодиагностический инструментарий, который должен отвечать следующим требованиям:

  1. Валидность и надежность получаемых данных.
  2. Простота в обработке данных, предполагающая три уровня оценки формирования УУД: высокий, средний, низкий.
  3. Возможность создания компьютерной программы экспресс - обработки данных мониторинга и психодиагностики (в программе Excel).
  4. Позитивность восприятия у детей и учителей.
  5. Простота и доступность тестовых заданий для понимания учащимися, легкостью восприятия и предотвращением переутомления.
  6. Экономичность и компактность стимульного и бланкового материала.

 

Профессия психолога - творческая профессия и без креативных решений и идей в современных меняющихся условиях не обойтись. Идея создать экспресс-диагностику формирования УУД, удобную в использовании и экономичную по времени проведения и обработки возникла, опираясь на опыте той диагностической работы, которая методом проб и ошибок была проведена. Общение с коллегами по данной проблеме также способствовало ее развитию.

 

Обоснование выбора методик. Решение проблемы диагностики УУД.

Как показывает практика, в тотальной глубинной диагностике учащихся 1-4-х классов нет острой необходимости и смысла. Такой вид диагностики необходим для детей с особенностями развития и жизни. На проведение углубленной диагностики требуется очень большое количество времени. Задача психолога – создать такой банк диагностических методик, который был удобен всем и достаточно информативен. Для решения этой проблемы можно привлекать к сотрудничеству классного руководителя и социального педагога. В таком случае психолог должен будет изучить исключительно познавательные УУД традиционными методами. Познавательные процессы входят как составная часть в любую деятельность человека. К ним относятся такие психические процессы как: восприятие, внимание, мышление, память, речь как функция мышления. Главным образом, это должна быть диагностика познавательных логических и знаково-символических учебных действий, которые лежат в основе словесно-логического и наглядно-образного компонента мышления. Мышление выступает в исследовании УУД важным показателем умения учиться.

Познавательные логические действия – это выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

На наш взгляд, проблема диагностики формирования познавательных логических и знаково-символических УУД решается при помощи известного теста развития «Логических операций». Немного модифицировав структуру теста и сохранив его основные составляющие мы добились его более современного вида. Тест развития «Логических операций» быстр в использовании и позволяет в краткие сроки оценить уровень сформированности словесно-логического, вербального мышления и его компонентов: общую осведомленность (запас знаний об окружающем мире), способность к классификации понятий, анализу и обобщению). Второй тест, всеми известный и достаточно популярный – «Матрицы Равена» (вариант для младших школьников состоит из 30 заданий), позволяет оценить уровень сформированности наглядно-образного, невербального мышления. Тест также не отнимает много времени на проведение и обработку и не вызывает негативной реакции у школьников.

Такие познавательные УУД, как внимание и память, относятся к познавательным общеучебным действиям. Мы считаем, что эти показатели УУД не обязательно «снимать» психологу и тратить огромное количество времени на обработку, к примеру, результатов теста «Корректурная проба». Данные о сформированности внимания и памяти можно получить путем анкетирования учителей. Как показывает практика, учителя вполне способны дать такую информацию. Тестирование внимания и памяти предпочтительно проводить индивидуально или в малых подгруппах, а в условиях дефицита времени это невозможно. На оценку других параметров традиционными методами также уходит много времени.

Проблема диагностики формирования регулятивных, личностных и коммуникативных УУД решается также с помощью анкетирования. Как уже писали выше - оптимальные методы диагностики регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников просто отсутствуют. Оценка личностных УУД с помощью традиционных методов и тестов очень длительна в обработке и предполагает глубокое психологическое исследование развития личностных и индивидуальных качеств.

Проблему с диагностикой этих УУД поможет решить анкета для учителей «Оценка формирования УУД». Анкета содержит 20 вопросов. Вопросы с 1 по 5 дают информацию о формировании обще учебных познавательных УУД. Вопросы с 6 по 11 - о регулятивных, с 12 по 15 вопрос - о личностных и 5 последних - о коммуникативных (см таблицу).

 

Таблица. Экспресс-диагностика формирования УУД.

УУД Оцениваемые показатели Название методик
Познавательные Словесно-логическое мышление, вербальное: общая осведомленность, анализ, обобщение   Наглядно-образное мышление (невербальное) Тест логических операций.   Матрицы Равена.
Логические
Знаково-символические
Общеучебные Познавательная активность, смысловая память, произвольное внимание, логическое мышление, рефлексия учебного опыта   Анкета для учителей «Оценка формирования УУД»
Регулятивные Саморегуляция поведения, целеполагание, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, оценка учебных достижений
Личностные Мотивация к учению, рефлексия своих поступков, ответственность, нравственность
Коммуникативные Сотрудничество, инициативность, доброжелательность, лидерство, общее речевое развитие

Методические рекомендации по проведению мониторинга:

1. Диагностическую работу лучше проводить на первых уроках, когда дети наиболее работоспособны.

2. Тестирование должно проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

3. Если у ребенка что-то не получается нужно помочь ему.

return false">ссылка скрыта

4. Инструкцию нужно повторить несколько раз, если вы убедились, что все дети поняли инструкцию, то можно приступить к тестированию.

5. Нельзя подсказывать детям ответы. Если ребенок не знает ответа, на какой-то вопрос – предложите ему пропустить это задание и перейти к другому заданию.