Задания и задачи Проблемные вопросы

1. Что произойдет с предметом экономической науки, если технологически будет решена проблема ограниченности ресурсов. Например, создадут технологию моментального синтезирования любого продукта из того, что «под руку попалось» и моментального разложения любого созданного так предмета на простейшие частицы?

2. Верно ли, что чем реже встречается вещь, тем она дороже? Верно ли это по отношению к творениям человека или по отношению к дарам природы, полезным ископаемым?

3.Верно ли, что поскольку нефть и газ дарованы нам природой, то их добыча стоит нам лишь затрат на зарплату, оборудование и транспортировку? Так ли обстоит дело с энергией падающей воды и "даровой" солнечной энергией? (Пол Хейне).

4.Утверждается следующий тезис: «Ограничены ресурсы и безграничны потребности – это утверждение на самом деле неправильно. Ресурсы безграничны, как бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, наоборот, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения» Согласны ли вы с этим тезисом, или опровергаете его?

5. Количества наименований общественных благ с развитием общества будет увеличиваться или уменьшаться? Почему? Какое отношение к росту общественного благосостояния имеют инженеры?

6. Можно ли разделить ресурсы на «вечные» и «изнашиваемые»; «воспроизводимые» и «не воспроизводимые»? Как Вы думаете, все ли виды ресурсов могут быть объектом частной собственности?

7.Совместимы ли «частная собственность» и «социальная справедливость»? Тождественны ли «государственная» и «общенародная собственность»?

8.Почему сегодня все меньше россиян выращивают картофель на своих дачных и приусадебных участках, а всё больше выращивают газоны и цветы? Как экономическая теория объясняет, почему каждый занимается своим делом?

9. "Нет такой выгоды, которая не была бы связана с ущербом для других." (Монтень. "Опыты") Приведите пример, опровергающий это высказывание Монтеня.

10.В ноябре-декабре 2011года в Казахстане бастовали нефтяники и шахтеры. Как это сказалось на кривой производственных возможностей Казахстана, заданной в координатах «энергоносители – все остальное».

11.Как правило, чем больше добывается нефти, тем больше производится бензина. Опровергает ли этот факт концепцию границы производственных возможностей?

12."Почему китов становится все меньше, а кур, свиней и коров - все больше?" (Национальный Совет по экономическому образованию США (NCEE)).

13. "Мы обнаруживаем, таким образом, универсальный принцип: каждый должен выполнять в обществе ту единственную функцию, для которой природа подготовила его наилучшим образом. И я верю, что этот принцип и есть справедливость". (Платон, 428-347 гг. до н. э.) Как это показать на языке экономических концепций?

14. Все ли действия государства в экономической сфере относятся к элементам командной экономике? Докажите это или опровергающие приведите примеры.

15. «Почему в России квартиры малогабаритные, а кровати полутора спальные?» (Загадку придумали учителя из Нижнего Новгорода, март 1993 г.)