Правила проведения дискуссии

1. Правило активности.

2. Правило очередности. Когда один говорит - другие слушают.

3. Правило внимательности. Не отклоняться от темы.

4. Правило открытости. Каждый открыто высказывает свое мнение и свои чувства.

5. Правило проблемы. Обсуждаются мнения по теме, а не участники.

6. Правило уважения друг к другу. Нельзя оскорбительно отзываться о ком-то, навешивать ярлыки, давать оценочные суждения.

7. Правило времени. Каждый берет на себя обязательство говорить коротко и по существу. С правилами знакомит ведущий. Хорошо иметь их на плакате или на доске.

Подготовка дискуссии:

1. Перед подготовкой дискуссии необходимо решить: кто участники? что от них ждать? (выслушать мнение по какой-то проблеме, узнать их чувства, отношение к чему-то, побудить к принятию решения и т.д.) Чего можно ожидать в результате?

2. Сформулировать тему дискуссии. Хорошо, если в формулировке темы звучат некие противоречия, с которыми можно поспорить.

3. Сформулировать вопросы для обсуждения. Вопросы должны быть простыми, открытыми и раскрывать избранную тему со всех сторон.

Например, к теме «Что такое удовольствие, что такое зависимость?» могут быть поставлены следующие вопросы:

- Какими способами можно получать удовольствие от жизни?

- Почему, то, что вызывает удовольствие, вызывает и зависимость?

- Как вести себя в гостях, чтобы чувствовать радость и удовольствие без выпивки?

- Как вы думаете, кто такие трудоголики?

- Дети могут стать зависимыми от сладостей?

- Почему люди пьют таблетки по любому поводу?

 

Этапы проведения дискуссии:

1. Создание доверительной атмосферы. Садиться лучше в круг. Ведущий предлагает познакомиться, назвать свои имена (если участники не знакомы). Хорошо иметь на груди у всех карточки с именем или псевдонимом для обращения. Знакомство с правилами.

2. Вводная часть. Устанавливается время дискуссии; формулируется цель и тема. Ведущий делает короткое вступление, просит участников задавать вопросы.

3. Обсуждение проблемы.

Ведущий:

- предлагает участникам высказать свое мнение о проблеме;

a) свободное выступление участников;

b) структурирование очередности выступлений (очередность по кругу, передача предмета и т.п.);

- стимулирует пассивных участников, подчеркивает значимость мнения каждого;

- сдерживает слишком активных участников, прерывает затянувшие монологи, устраняет недоразумения между участниками;

- поддерживает доброжелательную атмосферу, пресекает оценочные суждения;

- держит участников в русле проблемы, возвращает к теме;

- помогает уяснить проблему, использует технику уточнения, перефразирования и т.д.;

- дает промежуточное резюме, иногда обобщает высказывания участников;