Коллекция миниатюрных объектов
Возможности песочной терапии
Данный метод позволяет:
· Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
· Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
· Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
· Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
· Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.
Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:
· Диагностические:
· Коррекционные;
· Терапевтические;
· Творческого развития.
Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.
Показания к песочной терапии
Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.
Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:
· Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
· Ограничен в проявлении своих чувств;
· Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;
· Имеет психологическую травму;
· Имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
· Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
· Эпилепсия или шизофрения.
· Клиент с очень высоким уровнем тревожности.
· Клиент с неврозом навязчивых состояний.
· Аллергия на пыль и мелкие частицы.
· Легочные заболевания.
· Кожные заболевания и порезы на руках.
Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.
Коллекция миниатюрных объектов
Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.
Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.
В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.
Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:
- Большие и крошечные;
- Бесцветных и ярких цветов;
- Прозрачные и непрозрачные;
- Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.
В данной статье не рассматривается подробный перечень миниатюрных фигур. Однако можно сказать, что несколько фигур могут выделяться из всего ряда фигур и при выборе клиентом могут стать ключевыми фигурами всей терапии. Но надо быть осторожными, когда на приеме маленькие дети, т.к. они все тащат в рот. Слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.
Песочную терапию возможно использовать и в семейной психотерапии.
При решении семейных проблем терапевт может предложить клиенту или семейной паре, которая пришла на прием выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них. Выбирая фигурки животных, человек создает метафору, которая символизирует то, что происходит в семье клиента.