Шаг 2. Обработка и анализ результатов
Номера умозаключений, которые следует признать верными: 1, 8, 9. Все остальные умозаключения следует признать ошибочными, неверными. Если у испытуемого умозаключения оценены иначе, это считается ошибкой. Оценка результатов проводится по табл. 1.
Таблица 1
Оценка результатов
Количество ошибок | Баллы | Уровень логичности |
Высокий уровень логичности в рассуждениях, быстро улавливаются ошибки в чужих рассуждениях | ||
Хороший уровень логичности | ||
2–3 | Средний уровень логичности, подчас допускается нелогичность в собственных рассуждениях, не улавливаются логические ошибки в чужих сложных рассуждениях | |
4–6 | Низкая логичность, частые логические ошибки |
Шаг 3. Отчет о результатах исследования особенностей
мышления
Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей мышления, ориентируясь на схему (табл. 2).
Таблица 2
Индивидуальные результаты исследования особенностей мышления
Уровни выраженности отдельных особенностей мышления | Влияние особенностей мышления | ||
на обыденное поведение | на общение в студенческой группе (трудовом коллективе) | на учебную (профессиональную) деятельность | |
0 - 0,3 - низкий уровень РМ | |||
0,31 - 0,7 - средний уровень РМ | |||
0,71 - 1- высокий уровень РМ | |||
5 и менее рядов чисел - очень низкий уровень АМ | |||
6 - 7 рядов чисел - низкий уровень АМ | |||
8 - 10 рядов чисел - средний уровень АМ | |||
11 - 13 рядов чисел -высокий уровень АМ | |||
14 - 15 рядов чисел -очень высокий уровень АМ | |||
9 - 8 - высокий уровень О | |||
7 - 3 - средний уровень О | |||
2 - 1- низкий уровень О | |||
9 - очень высокий уровень ПМ | |||
8 - высокий уровень ПМ | |||
7 - 6 - средний уровень ПМ | |||
5 - 4 - низкий уровень ПМ | |||
3 -1- очень низкий уровень ПМ | |||
5 баллов - высокий уровень ЛМ | |||
4 балла - хороший уровень ЛМ | |||
3 балла - средний уровень ЛМ | |||
2 балла - низкий уровень ЛМ |
Примечание.РМ - рефлексивность мышления; АМ - аналитичность мышления; О - обобщение, ПМ – понятийное мышление, ЛМ – логичность мышления.
Криминальные задачи для развития
сообразительности и логического мышления
Задача 1. Свидетельские показания[1]
«К показаниям свидетелей необходимо относиться очень осто-
рожно, - учил оперуполномоченного Королева следователь Громов, - обязательно что-нибудь напутают или припишут». И в подтверждение своих слов рассказал случай из своей многолетней практики.
Ограбили как-то газетный киоск на моем участке, всю выручку взяли. И главное, произошло это среди бела дня. По приезду на место преступления я сразу начал опрашивать очевидцев, которые столпились около пострадавшего киоскера. Их было шестеро. Стал уточнять приметы преступника: какого цвета волосы, глаза, какого цвета куртка и обувь.
И тут пошел разнобой. Посуди сам.
1. Свидетель Лазаренко: «Рыжий, глаза голубые, куртка серая, ботинки черные».
2. Свидетель Ермолаев: «Блондин, глаза черные, куртка синяя, ботинки коричневые».
3. Свидетельница Соколова: «Рыжий, глаза карие, куртка коричневая, ботинки черные».
4. Свидетель Андрианов: «Брюнет, глаза голубые, куртка скорее не коричневая, а ботинки коричневые».
5. Свидетельница Беляева: «Шатен, глаза черные, куртка серая, кроссовки серые».
6. Свидетель Волков: «Блондин, глаза карие, куртка синяя, белые кеды».
Вот и лови вора после этого. Через день его все-таки поймали, причем взяли на месте преступления, когда он еще один киоск решил ограбить. На первом же допросе сознался в предыдущем ограблении. Когда я стал анализировать показания моих свидетелей, для чего составил специальную таблицу, оказалось, что каждый из них трижды ошибся, а каждую из примет назвал точно.
Показания свидетелей
№ п/п | Ф.И.О. свидетеля | Приметы | |||
Глаза | Волосы | Куртка | Обувь | ||
Лазаренко | Голубые | Рыжий | Серая | Черная | |
Ермолаев | Черные | Блондин | Синяя | Коричневая | |
Соколова | Карие | Рыжий | Коричневая | Черная | |
Андрианов | Голубые | Брюнет | Не коричневая | Коричневая | |
Беляева | Черные | Шатен | Серая | Серая | |
Волков | Карие | Блондин | Синяя | Белая |
Теперь подумайте и скажите, какие приметы были верными?.
Задача 2. Кто есть кто?[2]
«Клички – непременный атрибут криминальной субкультуры», – делился своим опытом следователь Громов с капитаном Королевым. В них рельефно видны особенности взаимоотношений в среде правонарушителей. Они подчеркивают характерные черты носителя клички, его статус и роль в преступной группе. Клички защищают правонарушителей от преследования милицией. Как ящерица сбрасывает хвост, когда ее преследует враг, так и преступник «сбрасывает» одну кличку и получает от банды другую, если на него выходят уголовный розыск и следствие.
– Согласен, – откликнулся капитан. – Но сначала давайте разберемся, кто есть кто среди пойманных бандитов. Я сегодня узнал, что прозвище Столина то ли Носорог, то ли Доцент, то ли Одессит.
– Если он не Доцент, – продолжил рассуждения Королева Громов, то эта кличка либо у Юсупова, либо у Амиряна.
– Пожалуй, – согласился капитан, – но Юсупова могут звать еще либо Носорогом, либо Пузырем.
– А Мамиев, – сказал Громов, – это либо Шамиль, либо Монгол. Но Монголом он быть не может, если Амиряна зовут Доцентом.
– Но есть еще Бакеев, – произнес капитан. – Его кличка либо Шамиль, либо Скал.
– Давайте вернемся к Амиряну, – предложил следователь. – Какая у него может быть кличка, если он не Доцент?
– Скорее всего Пузырь, – ответил капитан.
– Возможно, – согласился Громов. – Но есть вероятность, что Амирян скрывается под кличкой Одессит.
– Я что-то ничего не слышал о Демине, – сказал капитан, – кроме того, что Пузырь – не его кличка.
–И Доцентом он быть не может, – подхватил следователь. – Возможно, его кличка Монгол или Скал. Во всяком случае, одна из этих кличек присвоена Газарову.
– Вот что у меня еще записано, сказал капитан, раскрывая блокнот. – Если Демин – Одессит, то Амирян – не «Пузырь». А если Демин – Носорог, то Столин – не Одессит. И если Столин – Доцент, то Юсупов – не может быть Пузырем.
Какие клички у названных бандитов?
Ответы и решения[3]