Правоприменительные акты (2 разновидности)

Перераб 2013

I. Формы контроля

Как уже отмечалось, понимая под формой внешнее выражение контрольных действий компетентных органов.

Представители финансовой правовой науки нередко в организационном смыслеотносят к формам осуществление этих действий во времени.[1] В этом случае внешнее выражение во времени проявляется в предварительном, текущем и последующем контроле.

Вместе с тем внешний образ контрольных действийможет просматриваться и в других организационных аспектах их выражения. Например, в подписании финансовых документов, выездах на контролируемый объект, обобщении судебной практики, обзоре жалоб и заявленийи т. п.

Но в финансовом праве основным выражением во вне являются правовые формы финансового контроля.

Как функция финансовой деятельности, финансовый контрольюридическими формами имеет правовые акты, 1.определяющие условия и порядок работы контрольных органов и 2. фиксирующие результаты проводимых действий.

В отличие от самой финансовой деятельности юридическая форма контроля не представлена финансово-плановыми актами. Таким образом, речь может идти только о правотворчестве и правоприменении, порождающихнекоторые виды юридических актов в сфере финансового контроля.

Правоприменительные акты (2 разновидности)

 

1. Юридическими формами, отражающими результаты финансового контроляи составляющими основания для возникновения, изменения или прекращения юридических последствий для подконтрольного объекта, являются акты, справки, протоколы, заключения, отчеты, составляемые на основе или в процессе контрольных действий.

По своей природе это правоприменительные акты, фиксирующие результат исполнения нормфинансового права, регламентирующих контроль.

К ним относятся: акт ревизии или проверки, справка о результатах обследования, заключение по представленным документам и проектам финансовых планов, протокол о выявленных нарушениях, заключение аудитора и другие виды актов, допускаемые законодательством в качестве юридической формы закрепления выявленных результатов.

2. Другой разновидностью правоприменительных формв контрольной сфере являются акты должностных лиц об организации финансового контроля того или иноговида, объекта. Например, для реализации требований ст. 89 Налогового кодекса РФ по выездным проверкам руководителями налоговых органов должны быть приняты решения о проведении выездной налоговой проверки, приказ руководителя организации о проведении ревизии.

Самыми распространенными правоприменительнымиюридическими формами являются акты ревизий и проверок.

В законодательстве и на практикесложились основные требования к этом актами их содержанию. Акт ревизии или проверки отражает достоверные, документально подтвержденные, данные о недостатках, упущениях или нарушениях и связанных с ними обстоятельствах. В нем показываются причины и условия, вызвавшие нарушения, виновные лица, сумма ущерба, какие нормативно-правовые акты, а также правила и нормы учета и отчетности нарушены.

Акт ревизии или проверки является юридическим основаниемдля принятия решения компетентными органамипо устранению нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственностивиновных лиц. На его основе разрабатываются мероприятия по ликвидации причин и условий, способствующих правонарушениям, предложения по укреплению финансовой дисциплины, повторные виды контрольных действий, в том числе за выполнением принятых решений по первичной ревизии.

Акты, как результат контрольных действий, подписываются участниками проверок и ревизий. В случае не согласияс результатами ревизии последние обязаны подписать акт, но при этом вправе сделать запись освоем не согласии, приложить письменные возражения, объяснения и документы, подтверждающие их доводы.