Социологические методы изучения аудитории СМИ
Методы исследования аудитории СМИ
§ «Аудитория /от лат. Auditorium – место для слушания / - устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей». (Российская социологическая энциклопедия . Под ред. Академика РАН Осипова Г.Н., 1998. С. 35.)
Особенности аудитории массовой коммуникации:
1. Значительность размеров: аудитория СМИ - это численно большая аудитория.
2. Разнородность (гетерогенность): аудитория СМИ - это совокупность индивидов различных социальных статусов, возраста, образования, уровня дохода и пр.
3. Анонимность: отдельные члены аудитории обычно остаются лично незнакомыми друг с другом и неизвестными для коммуникатора.
4. Отсутствие взаимодействия между членами общности.
5. Формирование под влиянием общего канала или определенного сообщения
Типы аудиторий:
§ Реальная и потенциальная,
§ Регулярная и нерегулярная,
§ Целевая и нецелевая аудитории
§ Различных видов СМИ
§ Сегментированная по географическому признаку
§ Сегментированная по временным интервалам
Величина (или объем) аудитории – основной количественный показатель аудитории - является также показателем социальной значимости и масштабности влияния определенного источника информации.
К важнейшим качественным характеристикам аудитории относятся: возраст, уровень образования, доходов, социальное положение и др.
Поскольку аудитория представляет собой совокупность индивидов, обладающих определенными характеристиками (социально-демографическими, социокультурными, психологическими и пр.), можно говорить о структуре аудитории (соответственно - социально-демографической, социокультурной и пр.).
Социологические методы изучения аудитории СМИ
Медиаизмерения - получение информации о контактах аудитории с конкретным средством массовой информации.
СМИ:
• Анализ конкурентной среды
• Развитие СМИ
• Привлечение рекламодателей
Рекламодатели:
• Медиапланирование
• Оптимизация рекламных затрат
Технология обеспечения рынка информацией об аудитории СМИ:
§ Система постоянных рейтинговых исследований (СИНДИКАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ)
§ Создание информационных баз данных
§ Создание инструмента для работы с БД
Исследовательские компании - Nielsen Media Research, Taylor Nelson Sofres (TNS), AGB , GfK Group, Gallup, Arbitron
Чем занимается TNS:
· Синдикативные медиаизмерения +исследование потребления и стиля жизни (MI)
· Мониторинг рекламы в СМИ
· Маркетинговые исследования
Проекты TNS: Синдикативные проекты по измерению аудитории СМИ:
TV Index Plus
NRS
Radio Index
Web Index
Выборка:
§ ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (UNIVERSE)
совокупность людей, подлежащих изучению
в ходе данного исследования
§ ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (ВЫБОРКА, SAMPLE)
часть генеральной совокупности, отобранная
специальным образом для получения информации
обо всей изучаемой совокупности
§ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ
свойство выборки отражать основные характеристики
генеральной (изучаемой) совокупности
РАЗНОВИДНОСТИ ОПРОСОВ:
По характеру взаимодействия с респондентом:
• Анкетирование:
– Самозаполнение
– Почтовый опрос
– on-line опрос
• Интервьюирование:
– Личное интервью (Face-to-Face)
– Телефонное интервью
По частоте проведения:
· Разовые
· Многократные
§ Панельная выборка
§ Сменяемая выборка
СПОСОБЫ СБОРА ДАННЫХ:
§ бумажные:
• Анкета - специально разработанная последовательность вопросов, позволяющих унифицировано выяснить у группы респондентов их отношение к интересующей теме
• Дневник – дневник, в котором респондент ежедневно фиксирует определенные действия по соответствующим временным интервалам
§ технические/электронные:
• Аудио/видеозапись (интервью, фокус-группы)
• Телефон, компьютер, специальные приборы (ТВ-метр)
§ ПАНЕЛЬ
метод постоянного сбора информации на одной и той же выборочнойсовокупности (измерения ТВ, Интернета)
§ РОЛЛИНГИ
метод постоянного сбора данных от разных респондентов c периодическим выпуском отчетов за определенный период (измерения прессы, радио)
Печатные издания
Методы: Массовые опросы (личные или телефонные интервью)
Показатели: Накопленная аудитория (за период); Аудитория одного номера
Радио Телевидение Интернет
Методы: Специальные технологии и методики
Показатели: Охваты, Время, Контакты, Рейтинги …. и пр.