Введение

Проблема выбора изобразительных и выразительных средств при создании образа в фотопортрете

(Выпускная квалификационная работа

По специальности 071301.65 «Народное художественное творчество»

Специализация 071301_08.65 «Кино-, фото-, видеотворчество»)

 

  Выполнил: Студент группы КНС-044-У-08 Москаленко Андрей Викторович     Научный руководитель: доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой кино-, фото-, видеотворчества Быкова Наталья Ивановна     Допустить к защите: Зав. кафедрой кино-, фото-, видеотворчества ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, доцент Быкова Наталья Ивановна «____» ______________ 20 ___ г.   _____________________________  

 

 

Защищена с оценкой:

«_________________»

 

«___» ________ 20___ г.

 

 

Омск, 2014

Содержание

 

 

Введение…………………………………..………………………………...….....3

Глава 1. Изобразительные и выразительные средства живописи и их влияние на фотографию в период ее становления…...……………………………….....10

1.1. История становления фотографии как изобразительного искусства. Особенности взаимовлияния живописи и фотографии..……….......................10

1.2. Проблема выбора выразительных средств и их специфика в живописном и фотографическом портрете…………………………….……….……….………16

Глава 2. Основные понятия композиции как изобразительные средства в фотопортрете………………………………………………………………..…….24

Глава 3. Тональность как выразительное средство фотографии, ее значение при создании настроения в психологическом портрете……………………….36

3.1. Особенности фотосъемки портрета в темной и светлой тональности. Понятия высокого и низкого ключа как художественного приема………..….36

3.2. Специфика работы с искусственным светом при портретировании модели в темной и светлой тональности …………………………………………...……42

3.3. Тональность кадра в аналоговой и цифровой фотографии……………..…44

3.4. Выразительные средства современного фотоискусства и технические приемы, используемые для создания образа в фотопортрете……………..…...48

3.5. Феномен черно-белой художественной фотографии в современном фотоискусстве, ее роль в формировании творческого восприятия ……..….…52

Заключение...............................................................................................................58

Библиография…………………………………………………………………...…62

Приложения

Введение

Актуальность темы: с появлением современных цифровых технологий и широким распространением всевозможной фотоаппаратуры, любительская фотосъемка стала доступна практически каждому. Такая глобализация и унификация фотографии несет в себе как несомненные достоинства, так и ряд недостатков. Широкое распространение цифровой техники качественно изменило работу в таких немаловажных отраслях, как журналистика, фотокорреспонденция, фотокриминалистика и ряд других областей, где важнейшим фактором является не художественность, а оперативность и достоверность фотографии. Однако представления о художественной светописи у большинства фотолюбителей и молодых людей, сделавших фотографию своей профессией, сегодня, зачастую извращены и не обоснованы. Это касается не только неумения работать с искусственным светом или верно выстраивать композицию кадра, но также незнания самих критериев оценки творческой художественной фотографии, а главное не желания их узнать.

Еще совсем недавно по историческим меркам фотографический процесс требовал от мастера немало времени и труда, начиная от определения темы будущей съемки и заканчивая позитивным процессом печати в затемненной фотолаборатории, сейчас весь процесс от момента экспонирования до самой публикации порой занимает несколько секунд. У современных детей, и вовсе вызывает удивление необходимость учиться художественной фотографии, ведь первые фотоизображения они начинают делать, еще не умея ходить.

В такой ситуации серьезно возрастают требования к профессиональному фотографу.Чтобы быть востребованным, он должен стать специалистом, в совершенстве владеющим всеми выразительными средствами портретной съемки.

Научная новизна:основу работы составляют авторские наблюдения, связанные с особенностями творческого фотопроцесса, а также предполагаемые способы решения проблемы исследования, которая в условиях современной фотоиндустрии становится все более актуальной. Сравнение фотографии с другими изобразительными искусствами, исследование проблем светописи на этапе ее становления и анализ научной литературы служат лишь теоретическим обоснованием выдвигаемых гипотез.

Практическая значимость:творческие и технические приемы, художественные наработки в области освещения при съемке портрета, описанные во второй главе взяты из личного опыта таких съемок и приобретались не один год. Технические описания этапов работы над изображением, при аналоговом процессе заимствованы из опыта классиков отечественной художественной фотографии, переработаны, описаны доступным для восприятия языком и могут быть непосредственно использованы на практике.

Проблема исследования – это проблема выбора выразительных средств, при создании образа в фотопортрете, а также связанные с ними технические и творческие особенности работы фотохудожника.

Объект исследования - современная художественная фотография как изобразительное искусство.

Предмет исследования –изобразительные и выразительные средства портретной фотосъемки.

Цель работы - исследование изобразительных и выразительных средств художественного портрета в современном фототворчестве.

Фотография, как и другие виды изобразительного искусства, располагает очень широким арсеналом выразительных средств, которые позволяют автору передать малейшие нюансы настроения и эмоционального состояния объекта съемки. Создание портретов с акцентом на внутреннем содержании, характере изображаемого человека проще рассмотреть на примере классической черно-белой или монохромной фотографии. Она не столь буквально передает действительность, и позволяет показать не только внешнее сходство, но и внутренний мир портретируемого. В данном исследовании особое внимание уделяется выразительным средствам именно черно-белого или тонального изображения. При выборе черно-белого решения в фотопортрете важнейшим фактором, определяющим общее психологическое воздействие, становится тональность кадра.

Задачи исследования:

1. Изучить специальную литературу по фотомастерству. Рассмотреть особенности фотосъемки портрета в различных стилевых направлениях.

2. Проследить эволюцию творческой составляющей фотографического процесса, его взаимосвязь с живописью и другими изобразительными искусствами.

3. Проанализировать творчество классиков фотографии, а также известных художников-портретистов.

4. Определить значение и роль черно-белой фотографии в современном искусстве портрета.

5. Показать разницу психологического восприятия фотопортретов, сделанных в темной или светлой тональности.

6. Сравнить специфику работы над портретом при традиционном и цифровом фотопроцессе.

return false">ссылка скрыта

7. Создать серию работ, применив метод съемки в темной и светлой тональности.

Одним из важных недостатков цветных любительских снимков обычно становится общая пестрота изображения и тональная несобранность кадра. Мастера в области черно-белой фотографии, находят приемы и способы получения верного тонального решения, добиваются гармонии в композиции и согласованности тонов. Так рождается общая светлая тональность кадра или снимок в, темной тональности. Те же изобразительные задачи ставит перед собой художник, работающий над цветным изображением, добиваясь гармонии в общей цветовой гамме картины или фотопроизведения.

Среди известных омских фотографов, на выставках мое внимание привлекли портреты работы Сергея Шевырногова, Олега Деркунского, Сергея Мальгавко, Евгения Кармаева, Сергея Сарсекеева и Владимира Кудринского. Из классиков русской фотографии, на мой взгляд, интересно творчество Моисея Наппельбаума, среди его работ, значительную часть составляют портреты выдающихся русских художников, писателей, актеров, режиссеров, выполненные в темной и светлой тональности.

В сфере салонной или студийной фотографии существуют определенные законы, которые необходимо знать фотографу, но в умении отступать от жестких правил и канонов рождается индивидуальный стиль фотохудожника.