Олигополия и олигопсония: характеристика, примеры.

Олигополия-тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке нескольких продавцов - производителей.

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др.

Олигополия встречается в странах с развитым рынком, преобладает в обрабатывающей промышленности.

Характеристика:

1.Экономия от масштабов производства.
2.Взаимозависимость фирм на рынке.
3.Жесткость цен и неценовая конкуренция
4.Слияния и поглощения.
5.Стремление к сговору.

Олигопсония- ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов (производителей).

Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм.

Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы сознают свою взаимозависимость. Для избегания отрицательных последствий ценовых войн, которые могли бы привести к росту оплаты спортсменов, такие

команды обычно ищут способы обуздать ценовую конкуренцию. Результат похож на создание картеля. Группа фирм действует совместно, таким образом, как

если бы они были одним покупателем. Правила найма обычно предполагают разрешение определенному спортсмену вести переговоры только с одной определенной фирмой (командой) в лиге. У каждой команды имеется своя "квота" игроков и система также предполагает отсутствие возможности найма

одной фирмой всех лучших новых игроков.

 

Билет№31.

Поведение олигополиста на олигопольном рынке. Ценовая политика и ценовой сговор.

Важной чертой олигополии является взаимозависимость фирм в отрасли. Они не только конкуренты, но и партнеры(Вспомним о дилемме заключенных).

Если фирма-олигополист произведет очень мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у конкурентов, если больше, то ниже. И в обоих случаях возникает угроза падения.

Выделяют несколько моделей ценового поведения олигополиста на рынке.

Ломаная кривая спроса.

Тайный сговор.

Лидерство в ценах.

4.Принцип ценообразования по принципу издержки «+».