Национальное своеобразие, типологические характеристики и основные этапы развития русской философии

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии

 

 

Выполнил студент гр. 200301 Специальности МНЭТиС Кухарчик Е.Н. Шифр 2003021 Оценка: ________________ ________________________ (подпись) ________________________(дата)

 

 

Минск 2015

Содержание:

 

Введение

1. Национальное своеобразие, типологические характеристики и основные этапы развития русской философии

2. Идейная борьба славянофилов и западников

3. Философия русского космизма второй половины XIXв. - начала XX в

Заключение

Список используемой литературы

 


 

Введение

 

Всякая форма философии несет на себе печать национально-культурного своеобразия. С этой точки зрения выделяют национальные типы философии, в том числе русскую философию. Мировое значение имеет не только отечественная литература и музыка, но и философия. Рядом с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Глинки, Чайковского, Мусоргского по праву должны быть помещены имена философов: Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевского, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосева и многих других

Принятие христианства русским народом в 988 г. явилось поворотным пунктом в его развитии. Так как в процессе христианизации Древней Руси был выбран византийский вариант христианства, то в соответствии с этим выбором русская философия стала развиваться под влиянием византийской философии, в которой преобладали неоплатонические теоцентрические тенденции. Вплоть до реформаторской деятельности Петра I русская философия осваивала теоцентрические представления, что соответствует приблизительно периоду западноевропейской средневековой философии.

Начало последовательного развития философии относится ко второй четверти XIX в. Без малого через век случилась социалистическая революция. Многие философы оказались в эмиграции, где часть из них продолжила свои изыскания. С другой стороны, в социалистической России был насильно положен конец бывшему многообразию философских систем. Соответствующие государственные органы позаботились о том, чтобы возобладала одна философская линия — марксистско-ленинская.


 

Национальное своеобразие, типологические характеристики и основные этапы развития русской философии

 

Русская религиозная философия по праву может быть названа феноменом в истории развития мировой мысли – «она в корне, в основной тенденции своей существенно оригинальна». И это не преувеличение – свидетельством этому непрекращающийся и все возрастающий интерес к русским мыслителям со стороны. Причин появления этого феномена несколько. Прежде всего, Россия в XVIII – XIX в. оказалась местом встречи двух различных духовных, культурных и мировоззренческих традиций. Россия тогда еще действительно жила Православием – и в этом смысле она находилась еще далеко до того внутреннего опустошения, какое уже имело место в Европе. Поэтому русская мысль всегда была религиозной, никогда не оказывалась в разрыве со своей религиозной стихией, и в этом заключается основная причина своеобразия русской философии.

С другой стороны, философия в России начала пробуждаться тогда, когда рядом, на Западе, шла напряженная и активная работа философской мысли. Поэтому Россия во многом выступала здесь не в роли первооткрывателя, но в роли ученика, однако ученика весьма своеобразного. Различные идеи, которые проникают в Россию начиная с ереси жидовствующих, будучи привлекательными, в то же самое время во многом не были органичными для русского самосознания.

Русская философия формируется на фоне и в тесной связи с западноевропейской философией, и в то же время питается совершенно иными соками, имеет корни, восходящие к иной духовной традиции, нежели западное христианство.

Характерные черты русской философии

Рождение русской религиозной философии как свободной и самостоятельной формы духовного творчества обычно связывают с личностью Г.С.Сковороды, русского мыслителя второй пол. XVIII в. Однако было бы крупной ошибкой считать, что до этого времени никакой собственной философии в России не было.

Одним из центральных вопросов философии всегда был вопрос сущности и возможности познания (гносеология). Своеобразие русской философии, в том, что большинством русских мыслителей теория познания отодвигалась на второе место, уступая место вопросам онтологии.

Другая исключительная особенность русской философии – ее антропоцентричность, ее больше всего занимает вопрос «о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории». Этим объясняется напряженное внимание русской философии к проблемам социальным и вопросам историософии. Еще одним следствием антропоцентризма является невозможность разделения теории и практики, отвлеченной мысли и жизни. Идеал «целостности» - один из основных источников вдохновения для русских любомудров.

Особое место занимает «тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры» - религиозный космологизм - ожидание просветления и преображения мира.

В вопросе об истинности русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истинность сближается с праведностью.

Итак, важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины-праведности.

Периодизация

Первым проявлениям самостоятельного философского творчества в России предшествовал продолжительный период, который Василий Зеньковский называет «прологом» к русской философии. «Пролог» охватывает период времени, начиная с первых известных нам русских богословских сочинений (традиционно «Слово о законе и благодати» митр. Иллариона Киевского) и простирается вплоть до XVIII в., когда в России началось «лихорадочное усвоение западной культуры».

1. Пролог – от первых литературных произведений до второй половины XVIII в. Русская мысль в Киевской и Московской Руси. Главная задача – обоснование идеи русского православного царства.

2. Первый период – период ученичества и зарождения русской философии - XVIII в. Этот период прежде всего связан с такими именами, как Г.С. Сковорода, А.С. Пушкин и другие.

3. Второй период – охватывает первую половину XIX века, период влияния германского идеализма и пробуждения самобытной философской мысли. А. Хомяков, И. Киреевский, Ю.Самарин, К.Аксаков, Ф.А.Голубинский, Ф.Ф.Сидонский.

4. Третий период – возникновение самостоятельный систем (вторая половина XIX – первые десятилетия ХХ в.). Центральная фигура - Вл. Соловьев, Н. Федоров, П. А. Флоренского и других. Здесь также следует упомянуть имена Достоевского и Л. Толстого.

5. Четвертый период - период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года. Это период окончательного оформления русской религиозной философии и ее выхода на мировую сцену. Здесь, кроме вышеупомянутых, следует добавить имена философов, выехавших из России: Н. С. Арсеньев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов, прот. Георгий Флоровский.