Выбор башенного крана по техническим параметрам. Привязка башенного крана.

Проектом предусмотрено использование башенного крана для перемещения строительных материалов (плит перекрытия, перемычек, поддонов с кирпичом, ящиков с раствором и т.д.) к месту монтажа.

Подбор крана производится по трём основным параметрам: грузоподъёмность, вылету и высоте подъёма.

Машинисту крана должен быть обеспечен обзор всей рабочей зоны. Зона работы башенного крана должна охватывать на высоте, ширине и длине строящееся здание, а также площадку для складирования монтируемых элементов и дорогу, по которой подвозятся грузы.

При выборе крана для производства строительно-монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы вес поднимаемого груза с учётом грузозахватных приспособлений и тары не превышал доступную (паспортную) грузоподъёмность крана. Для этого необходимо учитывать максимальный вес монтируемых изделий и необходимость их подачи краном для монтажа в наиболее отдалённое проектное положение с учётом допустимой грузоподъёмности крана на данном вылете стрелы.

 

Рис. 2.1. Привязка башенного крана к зданию.

2.1.Определение грузоподъемности башенного крана:

Q ≥ Pгр. + Ргр.пр.

где: Pгр. – масса поднимаемого груза, т;

Ргр.пр. – масса грузозахватного приспособления, т;

Исходя из условий, что высота 10-ти этажного здания (ho) равна 32,4 м, ширина 14,6 м в осях; самая тяжёлая деталь (конструкция) массой 3,55т (плита перекрытия):

Q ≥ 3,55 + 0,15

Q ≥ 3,7 т.

 

2.2.Определение требуемой высоты подъема:

hп . = [( h3 ± n ) + h гр . + h гр.пр. + 2 ,3 ], м
где: h3 – высота здания (сооружения) от нулевой отметки здания с учетом отметок установки (стоянки) кранов до верхней отметки здания (сооружения) (верхнего монтажного горизонта), м;

h гр. – максимальная высота перемещаемого груза (в положении, при котором производится его перемещение), м;

hгр.пр. – высота грузозахватного приспособления в рабочем положении, м;

2 ,3 – запаса высоты из условий безопасного производства работ на верхней отметке здания;

n – разность отметок стоянки кранов и нулевой отметки здания (сооружения).

Hп . = [( 34,2 ± 0 ) + 0,22 + 5,0 + 2 ,3 ] = 41,72 м

 

2.3. Определение требуемого вылета стрелы крана:

lстр. = а/2+b+с

где: а - ширина кранового пути;

b – расстояние от кранового пути до проекции наиболее выступающей части стены, м;

с – расстояние от центра тяжести наиболее удаленного от крана элемента до выступающей части стены со стороны крана, м.

lстр. = 6/2 + 2 + 14,5 = 19,5 м

По справочной литературе подбираем подходящий монтажный кран. В нашем случае по рассчитанным параметрам целесообразно применять кран КБ 160.2

Грузоподъемность, т 5-8

Вылет, м 13-25

Максимальный грузовой момент, кНм 1600

Высота подъема, м 41-55

Колея, м 6

База, м 6

 

 

2.4. Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов с поворотной платформой.

Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов это привязка крана производится из необходимости соблюдения безопасного расстояния между краном и другими объектами на строительной площадке.

Рис. 2.2. Поперечная привязка подкрановых путей башенных кранов

1- строящееся здание; 2- инвентарное ограждение; 3- зона склада за пределами зоны монтажа; 4- водоотводная канава.

Для кранов с поворотной платформой минимальное расстояние В (м) от оси подкрановых путей или оси передвижения крана до наружной грани сооружения определяется из выражения:

В = Rmax. + lбез.

В = Rmax. + lбез. = 3,8 + 1 = 4,8 (м)

где: Rmax. – максимальный радиус поворота платформы крана (задний габарит крана), м;

lбез. – минимально допустимое расстояние от выступающей части крана до габарита объекта = 1 м.

 

2.5. Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов.

Продольная привязка башенных кранов производится для определения необходимой длины подкрановых путей, с учётом обеспечения доставки наиболее тяжёлых и наиболее удаленных грузов во всём запланированные зоны объекта, а также для обеспечения безопасности работы при использовании крана с учётом необходимой длины тормозного пути и устройства тупиковых упоров.

Задача продольной привязки башенного крана решается графическим способом путём последовательного выполнения следующих операций:

1. В определённом масштабе вычерчивается внешний габарит строящегося объекта;

2. В этом масштабе на чертеже наносится ось движения крана, расстояние которой от габарита объекта (В) было определенно путём поперечной привязки крана;

3. Из крайних точек габарита здания, со стороны противоположной местоположению башенного крана радиусом, равным величине максимального вылета стрелы крана с учётом массы тяжелого груза, делают засечки на оси движения крана. Крайние засечки на оси движения крана определяют положение центра базы крана в его крайних стоянках.

 

 

 

Рис. 2.3. Продольная привязка подкрановых путей башенных кранов.

 

2.6. Определение длины подкрановых путей.

 

С учётом полученных положений центра базы крана в его крайних стоянках определяется необходимая длина подкрановых путей по формуле:

Lпп = Lкр + Бкр + 2Lтор + 2Lтуп

где: Lкр – расстояние между крайними стоянками крана, м;

Бкр – величина базы крана;

Lтор – величина тормозного пути крана, принимается 1,5 м;

Lтуп – расстояние от конца рельса до тупикового стопорного устройства, принимается 0,5 м.

 

Lпп = Lкр + Бкр + 2Lтор + 2Lтуп = 37,3+6+2·1,5+2·0,5 = 47,3

Длина подкрановых путей Lпп корректируется в сторону увеличения с учетом кратности длины полузвена (6,25 м). Минимально допустимая длина подкрановых путей составляет два звена – 25 м.

Таким образом, принятая длина подкрановых путей

Lпп = 6,25 пзв ≥ 25 м,

где 6,25 – длина полузвена подкранового пути, м; пзв – количество полузвеньев.

 

 

 

Рис. 2.4. Подробная продольная привязка подкрановых путей башенных кранов.

 

2.7. Определение опасных зон крана.

Опасные зоны – зоны, в пределах которых постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные производственные факторы (места, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъёмными кранами).

Монтажная зона – пространство, где возможно падение груза при установке и закреплении элементов.

Монтажную зону определяют по наружным контурам здания исходя из его высоты.

В этой зоне располагают только монтажные механизмы.

Величина монтажной зоны определяется исходя из высоты здания по таблице 2.1. РД 11-06.2007. Высота здания 37,00 м – ширина монтажной зоны – 7 м.

Таблица 2.1.

Высота возможного падения груза (предмета), м Минимальное расстояние отлета груза (предмета), м
перемещаемого краном (рабочая зона) падающего с здания (монтажная зона)
До 10 3,5

 

Рис. 2.5. Монтажная зона.

 

Зона, обслуживаемая краном или рабочая зона – пространство, находящееся в пределах линии, описываемой крюком крана. Соответствует максимальному рабочему вылету стрелы (Lmax).

Зона перемещения груза – пространство, находящееся в пределах возможного перемещения груза.

Lн.гр. = Lmax.р + 0.5·Lmax.гр.

где: Lн.гр. – радиус границы зоны перемещения груза;

Lmax.р – максимальный рабочий вылет стрелы;

Lmax.гр. – длина наибольшего груза.

 

Lн.гр. = 25 + 0,5·7,4 = 28,7 м.

 

Рис. 2.6. Рабочая зона крана.

 

Опасная зона работы крана – пространство, где возможно падение груза при перемещении с учетом вероятного рассеивания при падении.

 

Ron = Rmax + 0,5Lmaxгр + Lбез

 

где Ron – радиус границы опасной зоны работы крана, м;

Rmax – максимальный вылет стрелы, м;

Lmaxгр – длина наибольшего груза, м;

Lбез – дополнительное расстояние для безопасной работы , м. Определяется по таблице 2.1. РД 11-06.2007, в зависимости от высоты здания.

 

Ron = 25 + 0,5 x 7,4 + 10 = 38,7 м.

 

 

Рис. 3.7. Опасная зона работы крана.

 

Опасная зона подкрановых путей – пространство между гаражами инвентарного ограждения подкрановых путей.

 

2.8.Ограничение зон обслуживания башенного крана.

 

На границе опасной зоны, в местах возможного прохода людей, устанавливается знак, предупреждающий о работе крана.

 

Рис. 3.8. Знак, предупреждающий о работе крана.

 

При строительстве объектов с применением грузоподъемных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами попадают транспортные или пешеходные пути, работы следует выполнять в соответствии с ПОС и ППР, содержащими решение следующих вопросов, для обеспечения безопасности людей:

· Места нахождения контрольных грузов башенных кранов для минимального и максимального вылета располагают за ограждением кранового пути;

· Места приема раствора и бетонной смеси на строительной площадке должны иметь твердое покрытие;

· Применение средств для искусственного ограничения зоны работы башенных кранов;

· Пешеходный переход вдоль защитного ограждения должен иметь козырек, сплошную обшивку со стороны строящегося здания и расположен от него не ближе двух метров;

· Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее семи метров;

· Опасная зона участка производства работ предусматривается обозначать лентой красно-белого цвета;

· Максимальная высота перемещения груза должна быть ниже защитного ограждения не менее чем на 0,5 м, а высота защитного ограждения должна быть не менее 3м от уровня монтажного горизонта;

· На границе опасной зоны и местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана ПБ 10-382-00;

· Главным условием строительства примыкающих зданий без отселения людей и остановки производства в существующих зданиях является исключение возможности образования опасных зон в местах нахождения людей (в том числе при максимальной высоте подъема или вылете) за счет разработки соответствующих технических мероприятий (принудительное ограничение поворота стрелы, вылета или высоты подъема, устройство защитных ограждений, а также других мероприятий);

· Крановщик обязан не менее чем за 1 м до предупреждающего знака снизить скорость перемещения груза до минимальной и далее перемещать груз на этой скорости короткими повторными включениями.