Г Л А В А 1

 

Японский театр имеет многовековую историю. Истоки его восходят к древнейшим народным земледельческим играм, а начало его формирования относится к 7 - 8 в. В настоящее время театр является одной из самых богатых и развитых областей японской культуры. Наиболее крупные после Токио театральные центры страны - Осака, Киото, Нагая.

Учение всего мира единодушно признают, что театральное искусство, включая танцы, зародилось на заре истории человечества, однако существуют различные теории относительно причин появления этого вида искусства. Тем не менее, бесспорным для всего мира фактом является то обстоятельство, что первые ростки театрального искусства связаны с религией. В этом смысле Япония не является исключением. Но формы театрального искусства приобрели свои специфические особенности в зависимости от характера той или иной религии и связанной с ней той или иной нации. "В отношении Японии можно определенно сказать, что здесь сыграли особенно важную роль элементы шаманизма..." *

В японском искусстве представления, первоначальная и к тому же важная особенность актера или танцовщицы (танцора) состояла в том, что он должен был владеть искусством "камигакари" (камигакари - медиум, человек, на которого снизошло божественное вдохновение). В древности этим искусством владели мико (служительницы храмов) и священники. Надо сказать, что религиозные воззрения древности не были столь мрачными, как в средние века, когда в религии превалировал комплекс фатальности и чувства вины. Напротив, они были светлыми и радостными и допускали совместные с богами танцы и развлечения. Для людей древности были характерны различные танцы - заклинания, к которым прибегали в целях облегчения добычи тех или иных продуктов питания. Большое значение придавалось подобным танцам во время охоты, рыбной ловли и особенно

* М. Гундзи "Японский театр кабуки "М. "Прогресс" 1969г. стр. 30.

 

посадки риса. Сопровождаемые заклинаниями мимические танцы, связанные с посадкой риса, его выращиванием, созреванием и уборкой урожая, представления, связанные с мольбами о дожде, сохранились в Японии до сих пор в виде народных сельских празднеств.

Древнее театральное искусство являлось жизненной необходимостью. Частью техники производства, а так же своего рода ритуалом.

И считалось недопустимым, наслаждаться им в качестве сторонних наблюдателей. Поэтому люди, пришедшие на представление, должны были принимать в нем участие, хотя бы выкрикивая поощрительные слова или аплодируя. С появлением классов (привилегий), появляются лоджии, и представители господствующих классов уже не принимают участие в представлениях.

 

БУГАКУ -

наиболее ранний и самый экзотичный из всех жанров театрального искусства Японии.

Созданные в 7 - 8 в. как искусство аристократии, придворные и храмовые представления бугаку включают музыкально - танцевальные формы японского происхождения и разнообразные заимствования.

В этом жанре сохранены не только наиболее ранние японские музыкальные и танцевальные традиции, в нем содержатся элементы соответствующих традиций, заимствованные в Индии, Юго-Восточной Азии, Китае, Маньчжурии, Корее и давно утраченные в странах их происхождения. Это бесценное культурное наследие и в то же время уникальное искусство.

Бугаку - двуединая форма музыкально - хореографического представления. Музыка, его сопровождающая, носит название - гагаку. Она очень богата, сложна и необыкновенно своеобразна. Она оказала решающее влияние на формирование японской ладовой системы и легла в основу японской традиционной музыки.

Музыка и танец были непременными атрибутами обрядовых действий и ритуалов, распространенных во всей Японии с древнейших времен. Расцвет искусства бугаку приходится на конец 8 - нач. 9 в., но к началу 12 в. искусство бугаку стало отходить на второй план, но продолжает пользоваться покровительством императорского двора, сохранилось в отдельных буддийских и синтоистских храмах.

Новый расцвет пережило искусство бугаку в 1868 г. после незавершенной буржуазной революции Мэйдзи. Революция проходила под знаменем реставрации императорской власти, и поэтому искусство бугаку, как все, что по традиции было связано с именем императора, приобрело особое значение. Сыграла свою роль и некоторая демократизация жанра. В 1873 г. было издано специальное разрешение заниматься этим искусством всем желающим, и круг исполнителей его расширился.

Искусство бугаку оказало огромное влияние на формирование всего театрального искусства Японии. Отдельные его элементы легли в основу японской национальной музыки и хореографии, явились источником традиций классического японского театра.

Чаще всего танцы бугаку исполняются под открытым небом на специально сооружаемых перед храмами или на дворцовых территориях прямоугольных деревянных помостах высотой 91 см и площадью 52,8 кв. м. Центральная часть помоста, составляющая примерно половину его площади, несколько приподнята, и именно на ней исполняются основные танцы. Помост окружён невысоким деревянным барьером, покрытым ярко - красным лаком и украшенным позолотой. Нижняя его часть затянута голубой тканью. С задней стороны к помосту пристраивается широкая лестница, ярко - красная, как и барьер с перилами, по которой исполнители поднимаются на сцену и уходят с неё.

С двух сторон около помоста ставятся большие барабаны (дадайко) высотой более 3 м, украшенные специфическим вензелем в форме запятых и изображениями дракона и феникса. Специальных мест для зрителей в этих случаях не устраивают, все присутствующие свободно располагаются вокруг сцены. Перед помостом, лицом к нему, прямо на земле располагаются музыканты. Оркестр состоит из разнообразных духовых и струнных музыкальных инструментов, барабанов и гонгов. Иногда помост устраивают на пруду или вовсе на земле.

Во время некоторых храмовых праздников танцы бугаку происходят при свете костров. Освещаемые живым пламенем, фантастические маски и костюмы танцоров производят незабываемое впечатление, танцы кажутся особенно торжественными и таинственными.

Когда представление устраивается в императорском дворце, для гостей ставят стулья, а члены императорской фамилии располагаются на особо почетных местах, изолированных от публики.

В танцах бугаку используются яркие красочные костюмы и маски, грубо вырезанные из дерева или нарисованные на бумаге, с утрированным гротескным выражением, и часто окрашенные в яркие цвета.

В некоторых пьесах бугаку иностранного происхождения танцоры иногда произносят короткие возгласы, которые не имеют смыслового содержания и называются - саэдзури (чириканье).

Программа представления бугаку весьма разнообразна. Она состоит из динамичных и спокойных танцев, исполняемых одним или несколькими танцорами в масках или без них.

Большую роль в танцах играют элементы пантомимы. Маски, используемые в танцах бугаку, представляют собой либо человеческие лица неяпонского типа, либо лики фантастических существ и морды животных. Неяпонскими являются также костюмы и обувь исполнителей. Они напоминают древние одеяния народов различных стран Азии.

По характеру танцы делятся на несколько типов:

- мирный танец, спокойный, грациозный танец;

- военный танец с саблями иди копьями;

- танец бегущих - быстрый танец с оружием, барабанными палочками или другими панец бегущих - быстрый танец с оружием, барабанными палочками или другими предметам;

- детский танец и др.

По происхождению танцы делятся на сахо - но маи (танцы левой стороны), куда входят танцы китайского, индийского и индокитайского происхождения, и ухо - но маи (танцы правой стороны), куда входят танцы корейского и маньчжурского происхождения. Представление бугаку организуется по строго определённой форме. Танцы исполняются парами. В пару обычно входит один танец из группы сахо - но маи и один из группы ухо - но маи.

Весь этот комплекс обрамлён вступительной и заключительной музыкальными частями, под которые не танцуют. Такая структура обязательна для всех типов танца. Новый интерес к искусству бугаку стал проявляться с середины 50-х годов в связи с повышенным вниманием ко всему традиционно японскому в литературе и искусстве. В 1955 г. в специальном решении, принятом правительством, придворная труппа бугаку была объявлена "важной национальной культурной ценностью", или, как в Японии обычно говорят, "живым национальным сокровищем".

В настоящее время несколько трупп бугаку функционирует в Токио. Собственные труппы существуют в каждом крупном храме. Созданы новые ансамбли, в том числе в Токийском университете искусств.

Широк интерес к гагаку и бугаку современных молодых японских композиторов, хореографов и танцоров. Древние маски и костюмы бугаку хранятся в музеях Японии как национальные сокровища. В настоящее время представления бугаку устраиваются редко. Во время больших храмовых праздников и дворцовых церемоний или для узкого круга специалистов во время фестивалей классического японского искусства. Для широкой публики 2 - 3 раза в год устраиваются концерты гагаку.