Особенности русской философии. Философия всеединства В.Соловьева.

Русская философия стала оформляться в 18-19 века.

Черты:

-Первая особенность русской философии — глубокое осмысление ею кризиса мировой философской мысли и культуры и поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования. поиск самобытного пути России. поиски новых путей, образцов (парадигм) философствования.

- с одной стороны – ученичество у Запада (Шеллинг), с другой стороны – связь с религиозной мыслью

-Вторая особенность русской философии XIX—XX вв. — её борьба против абстрактности классической мысли, против "отвлеченных начал". Это была тема, талантливо заявленная И. Киреевским, В. Соловьевым и подхваченная другими выдающимися философами России. Русское мышление, отмечал С. Л. Франк в статье "Этические, философско-правовые и социально-философские течения в современной русской философии вне СССР" (1936), никогда не удовлетворялось абстрактно-теоретическим познанием, но всегда устремлялось к конкретному религиозно-этическому мировоззрению, непременно включавшему тему спасения человека и человечества.

Во фронтальной критике рационализма западной философии нового времени правомерно усматривать третью особенность .

Четвертая особенность русской философии заключалась том, что тема изначально и объективно данного единства космоса, природы, человека, Бога, единства жизни, истории и познания была центральной в русской религиозно-космологической метафизике, ведущей свое происхождение от ряда идей и течений мировой мысли, но особенно — от философских идей метафизики Всеединства и Богочеловечества В. Соловьева.

Пятая особенность русской философии заключалась в стремлении мыслителей России органически объединить гносеологию, новую онтологию со смыслом жизненными, этическими, эстетическими измерениями бытия и познания Шестая особенность.Поворот к человеку и личности соединялся в русской философии с резкой критикой западных субъективистско-индивидуалистических концепций.(определяющая по мнению многих фил.) Она больше всего занята темой о человеке, о судьбе и путях, о смысле и целях истории. Седьмая особенность. Вопрос о специфике русской философии был интегральной частью тех проблем, которые

входили в тему "русская идея".

Речь шла о так важном и сегодня процессе самосознания, самоидентификации россиян

Восьмая особенность русской философии.Специфика российской культуры в целом, русской философии, в частности, усматривалась в антиутилитаризме, духовности, в интересе к глубинам человеческих переживаний и страданий, к поиску Бога, Правды и Спасения.

-всегда откликается на общественную жизнь, возникают философско-социальные теории.

- литературность, связана с художественной литературой

- р.ф. всегда подвергалась гонениям, цензуре

- приобщали массы к философии, публиковались в журналах

- уход в естественные науки – космисты (Чижов, Сеченев), в историю, метафизику (20 в.)

В 40-50-хх гг. 19 в. велись споры о путях развития россии. Возникло разделение философов на западников и славянофилов.

Западники (Чаадаев, Герцен, Грановский) – оринетироавались на европейские модели развития без войн, революций. Суть – Россия будет обладать статусом.

Славянофилы (Киреевский, Чижов, Беляев, Астахов)– выступали за самобытность России, за возращение к корням, религии, к крестьянской общине.

Два исследовательских направления славянофильства: естественно-научное и религиозное (Киреевский, Бердяев, Булгаков, бр. Трубецие).

Возникает русский космизм – духовно-теоретический феномен, возникший в конце 19 - нач.20 веков, обладающий комплексом идей о Космосе и человеке как части космического единства. Идея всеединства, идея незавершенности развития мира и человека, возможность для дальнейшего совершенствования, идея преобразования мира как смысла человеческой деятельности.

Идея духовного, космического, человеческого и нравственного всеединства в концепции В.Соловьева была связана с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Всеединство в философии Соловьева выступает в различных аспектах: 1) гносеологический – как единство трех видов знаний: науки, философии и религии; 2) аксиологический – как единство Истины, Красоты и Добра; 3) практический – как единство общества, государства и церкви; 4) онтологический – единство Бога, человека и Космоса.

В представлении Соловьева мир иерархичен, в нем низшее и высшее органически взаимосвязаны. Он пронизан высшим Божественным началом и предстает на деле как творенье Божье, единство истины, добра и красоты. Бог-это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, мир не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе активное внутреннее начало, или мировую душу. Эта душа представляет собой особого рода творящую энергию, она является носителем идей и принципа всеединства.

На человеке лежит задача создания духовно-человеческого царства, без сознательного стремления человечества к этой цели она не может быть достигнута. Человек – необходимая частица мировой гармонии. Он вносит свой вклад в достижение всеединства. И основное его средство достижения этой цели – это утверждение красоты в собственной душе и во взаимоотношениях с другими людьми.