Требования к педагогическим технологиям

 

В.В. Сериков[10] выделяет требования к педагогическим технологиям, которые можно расположить от наиболее общих до частных:

1. Трансформация содержания обучения в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучаемые.

2. Представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (в виде системы задач и задачных ситуаций).

3. Разграничение сфер правилосообразной и творческо-импровизационной деятельности.

4. Представление в эксплицитной форме способов решения задач из данной предметной сферы.

5. Построение обучения в виде достаточно жесткой последовательности обучающих и учебных действий, учебных ситуаций, которые произвольно нельзя менять местами.

6. Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, ролей, связей, сюжетно-игровых линий, развертывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента учебного процесса.

7. Мотивационное обеспечение технологий на основе создания возможностей самореализации участников учебного процесса.

8. Использование материально-технических факторов, информационных средств и программных продуктов, способствующих эффективному развитию учебно-воспитательной ситуации.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Назовите основные признаки образовательных технологий. Обоснуйте их.

2. Чем отличаются образовательные и педагогические технологии?

3. Что должен сделать учитель для реализации базовой модели образовательного процесса?

4. Чем отличаются технология, метод и методика?

5. Что надо сделать, чтобы поставить обоснованную цель при использовании образовательных технологий?

6. Каким образом можно включить творчество учителя и ученика в обучение с использованием педагогических технологий?

7. Каким образом можно решить проблему авторской позиции учителя при использовании педагогических технологий?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Базовый уровень

1. Выберите любые два определения педагогических технологий и сравните их содержание.

2. Найдите отражение основных признаков педагогических технологий в определениях технологий.

3. Сделайте глоссарий по теме «Педагогические технологии». Обоснуйте, почему вы поместили в него те или иные определения.

4. Прочтите отрывки из книг В.П. Беспалько и В.А. Сластенина и проанализируйте их.