Психология христианства
Лекция 15
Для чего психологам важно пройти курс «Психология философии и религии»?
— Это повышение культуры (причем не только общей, но и профессиональной, ведь везде речь идет о психологии);
— это собственный личностный рост и помощь в этом клиентам (Юнг считал, что серьезные психологические проблемы нельзя разрешить, но можно их перерасти!);
— это опыт изменения состояния сознания (спонтанно и целенаправленно), обогащение психотерапевтических техник психорегуляции, самопрограммирования',
— это взаимообогащающие аналогий с психоаналитическими подходами (исповедь, катарсис, инсайт-озарение, коллективное бессознательное); с поведенческой терапией (традиции, ритуалы, обряды и т. п.); с гуманистической психологией (уникальность, неповторимость и высшая ценность каждой личности); логотерапия (поиск смысла существования); эриксоновский подход (целительные и «озаряющие» трансовые состояния и любовь к каждому клиенту); НЛП (программирование и самопрограммирование, трансформация личности и т. п.), позитивная психотерапия (поиск смысла в болезнях, страданиях, неудачах и т. п.).
Психологию религии можно рассматривать с разных точек зрения.
Для индивидуума религия — это плацебо от страданий, нервно-психических и психосоматических нарушений и болезней.
. 'Для малого социума (семейные и близкие отношения) — любовь и прощение, для воспитания детей — мораль.
Для общества — мораль, воспитание, смирение (снижение социальной напряженности), единение, дополнение неписаных законов к официальным (в которые все не уложишь).
С психоаналитической точки зрения — все религии — это попытки рационализации (условного, более или менее приемлемого для конкретного народа и времени объяснения чело-
веческим языком) Высшего промысла (Дао), который, несомненно, ощущается в мудрости и гармоничности устройства и эволюции Вселенной. Практически тем же самым, но со своих позиций, занимаются философия и науки.
Это не противоречит научному подходу. Динамический геш-тальт (по Ф. Перлзу) Вселенной, или Природы, стремится к самоактуализаций (по А. Маслоу), к некоему Благу, как высшей точке максимально целесообразной реализации Первоидеи (по Платону).
Физические изменения и их духовные параллели развития Первоидеи обеспечены саморегулирующейся самозащитой: автоматическими прогнозами и превентивными ответами на эти прогнозы для самосохранения и развития Жизни.
Во всех популяциях Живого (растений, насекомых, животных и т. д.). Природа выдвигает наиболее эффективных проводников Первоидеи, осуществляющих в новых условиях прорыв в новое качество для прогресса и (или) выживания. Среди людей это Великие Учителя — Духовные лидеры (Пророки, Философы), выдающиеся политические деятели, гении науки и искусства — все, кто подхватывает и несет эстафету наиболее эффективного развития Первоидеи (Первоидеи).
Христианство — одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и исламом.
Но если другие мировые религии позволяют находить определенные компромиссы мистиков и рационалистов (даосизм можно истолковать и научно, а ислам принять как объединяющий «пароль»), то применительно к христианству споры оппонентов особенно непримиримы из-за не вписывающегося в материалистическое мировоззрение, образа Иисуса Христа как Богочеловека с целым набором чудес.
Как психологов нас интересуют Идеи и их воздействие на психологию людей, а не спор о недоказуемых подробностях двухтысячелетней давности. На протяжении всей истории христианства существуют богоискателъские, а точнее, — и «хрис-тоискателъские» неврозы и психозы.
Но чтобы доказать клиентам, что эти споры, доводящие до неврозов и психозов, непринципиальны, вы должны показать, что знаете; о чем идет речь, и готовы,побеседовать на эти темы. Нужно тактично подвести клиента к пониманию того,
16-216
что споры об исторических подробностях жизни Христа неразрешимы и лишь усугубляют неврозы, главное — Идея Христа. Ведь образ Христа на миллионах икон не имеет точного сходства, и это не мешает поклоняться этим иконам и не спорить («похож — не похож») — значит, народ уже давно воспринимает Христа не как конкретную личность, а как обобщенный образ, символ, Идею. К тому же и само словосочетание Иисус (Спаситель-искупитель) Христос (помазанник, царь) не выглядит именем собственным конкретной личности, а звучит скорее как символ «Царь-Спаситель» — избавитель порабощенных иудеев, как Давид, который считается первым Мессией. Поэтому и ждали нового царя-избавителя из колена Давидова.
От других религий христианство принципиально отличается Богочеловеком, который не только духовно, но и как бы физически породняет человека с Богом, дает возможность поклонения не абстрактному (согласитесь, это очень трудно, особенно для простых, конкретно мыслящих людей), а совершенно конкретному и понятному объекту, близкому нам по физическому виду и по душевным страданиям.
В этом его психологическое преимущество перед другими мировыми религиями, а трудность состоит в том, для того, чтобы считаться истинным христианином, недостаточно соблюдать морально-этические нормы христианства, нужно обязательно верить в то, что Иисус Христос — это Бог-отец и Бог-сын в одном лице, в непорочное зачатие, в воскресение из мертвых и во все чудеса, совершенные Христом и апостолами. Это нередко встречает серьезное сопротивление рационального мышления даже у людей, разделяющих и соблюдающих все морально-этические нормы христианства.
КРАТКАЯ СПРАВКА.
Христианство — самая крупная мировая религия, возникла в I в. н. э. в Палестине, входящей тогда в состав Римской империи.
Главная книга — Библия, состоящая из Ветхого и Нового Завета. Название «христианство» — от греческого слова Христос-помазанник, Мессия (Царь-Спаситель). Иными словами, это не имена собственные конкретной личности, а звания, символы.
Христианская апологетика утверждает, что в отличие от других религий мира, созданных людьми, христианство было дано людям Богом сразу в готовом и законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные трактовки иудаизма, древних восточных религий, существующие философские, морально-этические и другие воззрения.
У восточных религий мы встречаем идею от сошедшего на землю Бога, который рождается от земной женщины, а затем страдает, умирает и воскресает. Непорочное зачатие задолго до христианства приписывается Будде, Заратустре, Лао-Цзы и др.
Много общего в идеях христианства от греко-римской философии Сократа, Платона, киников, стоиков и особенно неоплатонизма Филона Александрийского (ок. 25 г. до н. э. — ок. 50 г. н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении и рассматривающее в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона — Священное Слово, позволяющее созерцать сущее и познать Бога.
return false">ссылка скрытаСтоик Луций Анней Сенека, (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) заложил основы нравственного учения о достижении добродетели, близкие к христианским (многие стоики стали христианами, не отказываясь от своей философии).
Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости (Гегель: «Свобода — это осознанная необходимость»). В качестве нравственного императива он признал .«золотое правило морали»: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше»). В Евангелии от Матфея (Мф. 7:12): «И так во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Они не имели специальных помещений для богослужений, не знали таинств и икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок — это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и людьми.
16--216
На созванном императором Константином Первом Вселенском соборе в 325 г. было осуществлено утверждение христианства как государственной религии с четкой регламентацией ее догматов и обрядов и признанием божественности Христа.
Есть версия, что Новый Завет был составлен из различных источников по заданию язычника Константина Великого, которого крестили только на смертном одре. Официальной религией Рима было поклонение солнцу — Константин был главным священником культа Sol Invictus (Непобедимого солнца). Он вовремя уловил выходящие из-под контроля беспорядки в империи и стихийно расширяющееся движение протеста ранних христиан, — он понял, что надо не подавлять эту тенденцию, а возглавить ее и увести в нужном направлении от бунтов и революций в непротивление и борьбу за «Царство небесное».
Но и язычество в это время было достаточно сильно. Константин постарался объединить их под знаменем одной религии — христианства. Для этого он ввел в христианство («охристианил») многие языческие символы и праздники, даты и ритуалы, сделав их приемлемыми для всех. Митра, алтарь, причастие, славословие, поедание «тела Христова» — из ранних языческих религий. Египетские солнечные диски — нимбы святых, пиктограммы Исиды, баюкающей Гора, — Мария с младенцем.
Дохристианский Бог Митра (Сын Солнца и Светоч Мира) родился 25 декабря. В этот же день отмечается Рождество Христово у католиков и протестантов, составляющих более 80% христиан. Бог Митра был похоронен в склепе на склоне горы и через три дня воскрес. Интересно, что 25 декабря является днем рождения Осириса, Адониса и Диониса. Священный день христиан — воскресенье — взят из языческого дня солнца и во многих европейских языках так и пишется: Sunday, Sontag (День солнца).
На Первом Вселенском Соборе (Никея, 325 г.) обсуждались и были приняты многие аспекты христианства — дата Пасхи, роль епископов, церковные таинства и божественность самого Христа. Единосущное?™» Христа с Богом была признана в результате голосования (с небольшим перевесом голосов).
На Втором (Константинопольском) Вселенском Соборе в 381 г. были преданы проклятию и уничтожению многочислен-
ные ереси (в дословном переводе — «версии»), в основном, раннехристианские писания, которые отказывались считать Христа Богом или отвергали три божественные ипостаси. (Некоторые Евангелия из тех, которые было приказано уничтожить, сохранились. В 1950 г. в пещере недалеко от Кумрана найдены Свитки Мертвого моря, а в 1945 г. в Наг-Хоммади — Копские свитки).
Одно из самых крупных разделений церкви — на православие (ортодоксы) и католицизм (папство). Раскол назревал в течение V—VII вв., но разрыв произошел между римским папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием в 867 г. в борьбе за влияние на различных территориях.
Официальное разделение — в 1054 г. В основе конфликта было различие византийской теологии (подчиненной по отношению к монарху) и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить светскую власть.
После завоевания Византии турками в 1453 г. главным оплотом православия стала Россия. Однако споры о формах обрядовой практики привели к расколу в XVII в., и от православной церкви отделилось старообрядчество.
На Западе папское владычество и многочисленные злоупотребления все более вызывали недовольство светских и церковных властей. В начале XVI в. этот протест оформился в движение Реформации. Возникло новое течение — протестантизм с многочисленными разновидностями: лютеранство, англиканство, кальвинизм и др., которые представляли довольно крупные конфессии. В протестантизме образовалось множество сект, ряд из которых стали очень популярными на разных континентах и даже претендуют на роль мировых религий (баптисты, адвентисты и др.).
В настоящее время христианство имеет три основных ветви: католицизм (около 1 млрд верующих), протестантизм (более 350 млн), православие (более 200 млн). Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты, — вера в Иисуса Христа как в Богочеловека, Спасителя мира.
Совершенно очевидно, что такое явление, как христианство с такими глобальными последствиями, могло быть вызвано только уникальным сочетанием самых различных, но при этом важнейших факторов.
Для понимания какого-либо серьезного учения надо учитывать три фактора: корни, дух времени и личность автора.
В христианстве эти три фактора сливаются воедино: корнями христианства нужно считать не только Ветхий Завет, но и личность самого Христа и Дух времени (Zeitgeist).
Остановимся на последнем факторе — Духе времени.
Этот фактор в свою очередь можно разделить на два взаимосвязанных, но все же относительно самостоятельных под-фактора: социалъный и психологический.
Христианство возникло в период глубокого кризиса античных цивилизаций и ослабления римской власти.
Развал Рима произошел из-за отказа от демократии — Цезарь упразднил республику, Октавиан Август объявил себя пожизненным императором, а утрата институтов контроля за властью и демократической выборной системой неизбежно приводит к ее вырождению (Калигула, Нерон), а затем к революции, если дальновидный политик не уловит и не возглавит новую волну (император Константин).
Социальная напряженность в Римской империи росла по всем направлениям: рабы — свободные, бедные — богатые, провинции — центр. Силой остановить ее было уже невозможно. Нужна была амортизирующая и объединяющая идеология (религия): «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Послание к Колоссянам. 3.11).
Дух времени выражается в социально-политической версии христианства, по которой идеология христианства была утверждена императором Константином как государственная религия, способная рещить задачи объединения распадающейся империи, снижения активности межрегиональной, межнациональной и классовой борьбы и победы над политическими противниками.
Эта религия представила собой гармоничное обобщение и организационное оформление опыта раннехристианских общин, элементов восточных религий, модифицированных языческих традиций и греко-римской философии. Это делало новую религию приемлемой для многих народов и слоев населения Римской империи, в отличие, например, от иудаизма, подчеркивающего богоизбранность только евреев.
Отношения между язычеством и христианством не так просты, как это дается во многих книгах по истории религии, в которых переход к христианству рассматривается как культурный прогресс темного человечества. С точки зрения духовно-психологического воздействия это, возможно, и так, но смотря что считать прогрессом. С культурологической точки зрения надо учитывать различие в регионах. В беднейшей иудейской провинции с поголовной неграмотностью — это прогресс, как в случае с буддизмом, зороастризмом и исламом.
Но если брать Рим, то в это время он был центром цивилизации, обогащенной выдающимися достижениями греческой философии и культуры. Среди культурных людей Рима и даже среди части рабов отношение к языческим богам было чисто символическим, как дань традиции. И хотя в Греции во времена Сократа еще существовали законы наказания за неуважение к местным богам, чаще это был лишь как бы формальный повод устранения неугодного человека, как у нас за политическую неблагонадежность, когда за анекдот о Сталине можно было получить расстрел.
Ни у Платона, ни у Аристотеля мы не встречаем серьезного обсуждения проблем религии, они пытаются найти научное обоснование возникновению и развитию Вселенной, употребляя слова Бог, Небо, Благо, Перводвигателъ как условное обозначение высшего и до конца недоступного человеку понимания разумного устройства и развития Вселенной.
В Риме времен Христа была терпимость к отправлению любых культов, которые не нарушали общественного порядка и не оскорбляли бы нравственных чувств других граждан (кстати, именно в этом обвиняли слишком ретивых христиан в Риме).
Отношение передовых римлян к религии прекрасно выражено Цицероном: «Религиозность — это признание разумного устройства мира и уважение к народным традициям и обрядам. Все остальное — суеверие».
Почему.же в таком культурном, цивилизованном Риме, причем даже среди части знати, начала распространяться религия, возникшая в самой глухой и самой нецивилизованной провинции Рима?
Есть мнение, близкое к вольтерьянским взглядам, — «по-т»му, что даже самые большие циники и мизантропы недо-
оценивают глупость и степень психического нездоровья большинства населения даже самых цивилизованных стран».
Разве мы не убеждаемся, что очень многие люди, считающиеся разумными и культурными, лишь умело скрывают свою глупость или психическое нездоровье.
Но ведь легче всего объявить всех дураками, как это делали почти все диктаторы, по отношению к народу, который они безуспешно пытались «осчастливить». Но почему же тогда многие умнейшие люди всех времен были глубоко верующими христианами?
Правильный подход состоит в принятии реальности религии не с научной, а с психологической точки зрения как явления, без учета которого ничего не получится ни у политика, ни у социолога, ни, тем более, у психолога.
Можно предположить, что христианство явилось результатом «социального заказа» спасения Римской империи не только в государственном, но и в духовном, и в нравственном смысле!
Дело в том, что Рим традиционно был страной наиболее ответственных политических деятелем. У римлян все боги были символическими — дань культурной традиции, главным же Богом для них был сам Рим. Такого явления в истории больше никогда не было. Все распри и внутренние конфликты умолкали ради этого Бога. Последние развратники и спившиеся солдаты вздрагивали в священном трепете при одном слове «Рим» и шли на смерть за него. Рим в период расцвета его Духа невозможно было завоевать (Ганнибал и др.), самые «крутые» императоры добровольно уступали власть в интересах Рима (Сулла).
И хотя после отмены республиканских традиций началось разложение римской власти и аристократии, ,не могло в этом великом городе и империи не остаться порядочных и ответственных людей! Наверняка умные ответственные люди искали путь спасения нации и видели, что гибель (пока) грозит не извне, а изнутри, из-за упадка морали, породившей правление Калигулы и Нерона. Прежние ценности оказались дискредитированными, нужна была новая объединяющая идея. В новой религии они увидели пока еще только моральное спасение и потянулись к ней.
Теперь о психологическом подфакторе Духа времени. Многие положения и рекомендации к перенесению страданий у стоиков очень близки к христианским (некоторые из них и были христианами).
Думается, тут не столько обоюдное творческое заимствование, сколько отражение Духа времени — подготовка к ударам судьбы и перенесению страданий, что, на мой взгляд, является главной причиной распространения и живучести всех классических религий: христианства, буддизма, ислама.
Однако в христианстве этот аспект выражен наиболее человечно и сострадательно, т. е. показано, что для того, чтобы легче переносить страдание, необязательно затвердеть, как камень и притупить чувствительность не только к горю, но и к радостям (стоики), и необязательно отрешиться от всех земных желаний (буддисты), и необязательно угрюмо смириться перед волею Аллаха. Парадокс! Как же так: если я не хочу страдать, то я должен притупить чувствительность ко всему, в том-числе и к радости (здесь стоики и буддисты едины, хотя первые, для этого «твердеют», вторые, наоборот, — «растворяются»)! Оказывается, можно любить, и, более того, именно высшая любовь к ближнему (а не к собственному эгоизму) поможет тебе перенести страдания. Это уникальное открытие Христа!
Поэтому, какую бы роль ни играли социальные и политические факторы, распространения христианства, они не заменяют решающего влияния такого фактора, как личность или идея личности Христа.
Следует говорить именно об идее Христа, так как даже в евангелиях, не говоря уже о множестве «исследовательской» литературы, мы встречаем немало разночтений, словно речь идет о разных, людях, олицетворяющих одну идею. Это дает основание некоторым из «исследователей» говорить не о конкретной личности, а об идее Христа, представляющей собирательный образ, воплощающий в себе мечты и надежды «униженных и оскорбленных».
Однако, несмотря на неумолкающие споры историков о реальности Христа, большинство считают, что за этой идеей стоит совершенно конкретная личность, потому что, несмотря на нестыковки многих частных деталей древних текстов, — ха-
рактерологические особенности одинаковы, а они далеко не схематичны.
Даже в описаниях несомненно реальных исторических личностей мы постоянно встречаем явное украшательство — попробуйте найти недостатки в рассказах и воспоминаниях о Ленине при советской власти.
Приукрашиванию подлежит, несомненно, и образ Христа (это нормально для всех святых во всех религиях). Однако его высказывания, которые приводятся даже в четырех канонизированных евангелиях (особенно в Евангелии от Матфея), не всегда «причесаны», за ними встает реальная личность с непростым, а порой и противоречивым и бунтарским характером. Так что даже если идеология и история христианства как государственной религии создавались при императоре Константине, то прообраз Христа был, несомненно, конкретен.
Сторонники того, что христианство было придумано позже описываемых событий, ссылаются на то, что ни Христос, ни его казнь, ни последовавшие сразу за этим события (которые занимают центральное место в христианстве) никак не упоминаются римскими историками (Тацитом и другими), детально описывающими куда более мелкие события во всех провинциях Римской империи и, в частности, в Иудее.
Для нас как для психологов важен не спор о недоказуемых версиях событий двухтысячелетней давности, а сам феномен христианства, его живучесть, несмотря на очевидную (с точки зрения здравого смысла и науки) мифологичность, несмотря, на запреты и вековые притеснения, гонения и страдания, несмотря на внутренние расколы, несмотря на очевидную нечистоплотность огромного количества священнослужителей, включая высшую иерархию, несмотря на века научно обоснованной атеистической пропаганды. При этом ни одно философско-религиозное направление не оказало такого влияния на судьбы человечества. Причем это влияние на протяжении уже третьего тысячелетия не уменьшается.
К сожалению, в таком важнейшем духовном вопросе, как религия, очень много недоговоренности и лицемерия (даже перед самим собой) почти у каждого.
Особенно это касается христианства, точнее, искренности веры в Христа как в Бога и в другие таинства: непорочное
зачатие, воскрешение Христом мертвых, насыщение тысяч голодных семью хлебами, хождение по водам, как «по суху», управление стихиями и, наконец, воскрешение самого Христа и его последующие неоднократные появления и общение с верующими.
Ведь согласно церковным канонам, особенно строгим в католицизме и православии (в некоторых ответвлениях протестантизма они помягче), вы не можете считать себя христианином, если не верите (без малейшего сомнения) во все перечисленные догматы и таинства. А много ли, положа руку на сердце, людей, верящих в Бога, поклоняющихся Христу и другим святым, стремящихся соблюдать заповеди и совершающих церковные обряды, верят без малейшего сомнения во все перечисленные таинства и чудеса?
Если предположить, что религии — это мечты, сны человечества (drim — мечта, сон), к ним может быть применен психоанализ для изучения коллективного бессознательного. Иудея, и тем более ее беднейшая область, была почти поголовно неграмотной провинцией Римской империи. Этим объясняется и язык притч, которым говорит Христос. Его простота не только признак гениальности, но и необходимость донести основные идеи до абсолютно темных и неграмотных людей. В этом еще одна загадка — язык детской сказки становится общим и любимым языком самых простых и наивных людей и величайших мыслителей, позволяя каждому найти в нем ответы на свои личные вопросы, получить утешение и надежду. Справедливости ради надо сказать, что это особенность отличает язык и других основных религий от языка даже самых мудрых философских учений.
В христианстве к странностям такого объединения относится и его мифологичность (с позиции здравого смысла и науки). То, что принималось (и то, как мы знаем, с большими сомнениями) неграмотными людьми из беднейших провинций Иудеи две с лишним тысячи лет назад, казалось бы, не должно всерьез восприниматься населением цивилизованных государств на протяжении двух с лишним тысячелетий при постоянном научном прогрессе. В чем же дело?
По Фрейду религия — это коллективный невроз, в который человек прячется от индивидуального невроза. Конечно, в
отдельных случаях невроз может найти выход в религиозной сублимации, но уж очень одинаковый выход получается у миллионов «невротиков», которые по другим, куда менее спорным, вопросам не могут найти общего языка даже с близкими.
Уверяю вас, что если человек соблюдает или, по крайней мере, постоянно старается соблюдать заповеди Ветхого Завета, Заповеди Блаженства (из Нагорной проповеди) и воздерживаться от смертных грехов и при этом не прячется в религию от реальных проблем, а обретает силу и терпение для их решения — это здоровая вера, независимо от пустых споров о реальности объектов поклонения.
Однако это все, говоря языком психоанализа, рационализация бессознательного.
Не удалось бы никакой самой привлекательной идее выжить и прогрессировать на протяжении тысячелетий (сколько государств за это время взлетали и падали), не окажись в этой идее чего-то жизненно необходимого миллионам людей, независимо от их национальной .и классовой принадлежности.
Что же это такое?
Это — идея Христа.
К этой вечной и до конца неразрешимой тайне мы попробуем прикоснуться в следующей лекции.