Виды финансовых правоотношений

Вопросы классификации правовых отношений всегда привле­кали внимание ученых. И это не случайно. Классификация помо­гает научному осмыслению всего массива отношений, охватывае­мых той или иной отраслью права. Она обеспечивает логическую стройность научного мышления.

Прежде всего классификация финансовых правоотношений строится на общеправовых началах классификации правоотноше­ний. Вместе с тем, в финансовом праве, в силу его отраслевой спе­цифики, могут быть выделены и специфические критерии клас­сификации правоотношений.

Исходя из основных функций права, финансовые правоотно­шения классифицируются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию ре­гулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических от­ношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъ­ектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-право­вых отношений носит характер регулятивных.

Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регуля­тивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они про-изводны от регулятивных и их удельный вес относительно неве­лик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогово­го права они стали занимать более заметное место в системе фи­нансовых правоотношений.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции фи­нансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.

К финансовым охранительным правоотношениям относятся те, которые возникают в связи: с налоговым правонарушением, предусмотренным в гл. 16 НК РФ. Кроме того, к охранитель-


§ 4. Виды финансовых правоотношений



ным финансовым правоотношениям следует отнести правоотно­шения, возникающие в связи с: а) невозвратом либо несвоевре­менным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе; б) неперечислением либо несвоевременным перечислени­ем процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 290, 291 БК РФ); в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некото­рые другие.

Соответственно, все остальные правоотношения, возникаю­щие на основе норм финансового права, являются регулятив­ными.

Регулятивные финансовые правоотношения в свою очередь подразделяются в теории права на абсолютные и относительные. Такая классификация правоотношений базируется на особеннос­тях способа индивидуализации субъектов. Относительные право­отношения (двусторонне индивидуализированные) - это те, в ко­торых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совер­шать определенные действия. Основная масса финансовых право­отношений — это относительные правоотношения, что обусловле­но методом властных предписаний с опорой на позитивные обязы-вания, доминирующим в финансовом праве. Здесь управомочен­ному лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо. К таковым относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюд­жетные фонды налогов и неналоговых платежей, отношения по формированию финансовых фондов казенного предприятия, от­ношения по бюджетному процессу и т.д. В большинстве случаев в относительных финансовых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому корреспондирует обязан­ность конкретного субъекта.

Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место в финансовом праве. Однако их число значительно меньше в срав­нении с относительными финансовыми правоотношениями. Абсо­лютные правоотношения (односторонне индивидуализирован­ные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект. Так, к абсолют­ным финансовым правоотношениям можно отнести правоотноше­ния по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов.

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоот­ношения подразделяются на материальные и процессуальные.


142 Глава 5. Финансовое правоотношение

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственное/на основе процессуальных финансово-правовых норм. «В материальных финансовых правоотношениях реализу­ются права и обязанности субъектов по получению, распределе­нию и использованию определенных финансовых ресурсов... В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юри­дическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение фи­нансовых ресурсов, их распределение и использование»1.

К материальным финансовым правоотношениям относятся
правоотношения, содержанием которых являются: обязанность
налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга­
на—требовать его уплаты; право предприятия обращаться к фи­
нансовому органу за получением бюджетного кредита и- обязан­
ность финансового органа рассмотреть обращение и принять по
нему решение и т.д. К процессуальным финансовым правоотно­
шениям относятся правоотношения: по бюджетному- процессу;
возникающие в ходе производства по делаем о налоговых наруше­
ниях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсро­
чек и т.д. / -/ i

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации пос­ледних.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация акту­альна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

По этому критерию финансовые правоотношения подразделя­ются на отношения: а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю; б) бюджетные; в) по финансам государст­венных и муниципальных унитарных предприятий; г) налого­вые; д) по неналоговым доходам; е) по государственному внутрен­нему долгу; ж) по сметно-бюджетному финансированию; з) по го­сударственному внебюджетному финансированию; и) по государ­ственному страхованию; к) по денежному обращению и расчетам; л) по валютному регулированию.

Финансовые правоотношения могут быть также подразделе­ны на имущественные и неимущественные на основании особен-

См.: Финансовое право / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1999. С. 63—64.


§ 4. Виды финансовых правоотношений



костей их объекта. Объектом имущественных финансовых пра­воотношений является денежная субстанция — налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: про­ект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государствен­ные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и вне­бюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др. К неимущественным финансовым правоотношениям отно­сятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые финансо­вые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финан­совых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаи­мосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречают­ся в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравни­тельно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установ­ление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финан­совом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, право­отношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налого­вые правоотношения.

В каждом структурно сложном финансовом правоотноше­нии может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.

Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. В рамках основного финансового правоотноше­ния в системе сложного прежде всего осуществляется непосредст­венное движение денежных средств, т.е. собирание, распределе­ние и использование государством и муниципальными образова-



Глава 5. Финансовое правоотношение


ниями. К ним относятся: в налоговом правоотношении правоот­ношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюд­жетные фонды; в межбюджетном правоотношении — правоотно­шение по выделению трансфертов, дотаций и т.д.

В налоговом правоотношении в качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой от­срочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камераль­ной налоговой проверки и т.д. Ведь весь смысл налогового контро­ля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию налоговой обязанности в определенный срок и в причитающихся суммах.

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на кото­ром строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в каче­стве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «за­вязку» всем остальным правоотношениям, возникающим на этих стадиях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Думу.

На основе этого правоотношения, как основного, строятся про­изводные правоотношения по рассмотрению проекта бюджета в Государственной Думе в первом чтении и, в частности, правоотно­шение между Государственной Думой и Правительством РФ в связи с неудовлетворительной подготовкой проекта бюджета (воз­врат проекта бюджета в Правительство РФ на доработку, направ­ление в согласительную комиссию и др.).

В последние годы в финансовом праве стало появляться все больше правоотношений договорного типа. Например, заключа­ется договор при предоставлении налогового кредита, инвестици­онного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кре­дита и т.д. Однако договорная форма финансовых правоотноше­ний не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Правительство РФ, предоставляя бюджетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя налоговый кре­дит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, получающие эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как ре­зультат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.п. всегда принимают управленческое решение о предоставлении соответст­вующему субъекту бюджетного или налогового кредита. Дого­вор — это лишь своего рода разъяснение к такому решению. Здесь


§ 4. Виды финансовых правоотношений 145

финансовый орган лишь несколько конкретизируют обязанность организации в пределах того, что предусмотрено в законе. Отсю­да, договор в вышеназванных отношениях является лишь формой реализации властных полномочий финансового органа. Соответст­венно, договорные отношения в финансовом праве также являют­ся отношениями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения - явление до­статочно редкое. Это, например, отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного пре­кращения действия договора о налоговом кредите или инвестици­онном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявления — на двусторонние и многосторонние.

Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотно­шения. В многосторонних финансовых правоотношениях участ­вуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивиду­альную волю. Большинство финансовых правоотношений - дву­сторонние. К ним отйосятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, ос­вобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению на­логов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотноше­ния. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями яв­ляются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казна-1 чейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является Главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей сторо­ной является банк, через который непосредственно финансирует­ся распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотно­шения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отли­чающиеся от действий другой из сторон правоотношения.

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, важно различать такие понятия, как стороны финансового правоотношения и субъекты финансо­вого правоотношения. Любая сторона финансового правоотноше­ния может быть представлена несколькими субъектами. В финан­совом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансо­вом правоотношении на одной стороне может быть несколько


146 Глава 5. Финансовое правоотношение

субъектов. Однако отличительной чертой многосторонних финан­совых правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем пра­воотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю. К двусторонним финансовым правоотношениям со множеством субъектов сегодня могут быть отнесены правоотношения с участием солидарных должников. Так, в соответствии с п. 7 ст. 50 НК РФ при реорганизации пред­приятия допускается несколько преемников в качестве должни­ков по налоговому обязательству.

Контрольные вопросы и задания

1.Специфические характеристики финансового правоотноше­ния.

2. В чем заключается властно-имущественный характер фи­нансового правоотношения?

3. Дайте понятие-финансового правоотношения.

 

4. Во всех ли случаях субъект финансового права и субъект финансового правоотношения совпадают в одном лице?

5. Приведите основные научные позиции по вопросу об объек­те правоотношения.

6. Что, на ваш взгляд, следует считать объектом финансового правоотношения?

7. Что значит «отделимые» и «не отделимые» от материально­го содержания объекты финансового правоотношения?

8. Какие объекты финансового правоотношения относятся к отделимым?

9. Какие объекты финансового правоотношения относятся к неотделимым?

 

10. Структура регулятивного финансового правоотношения активного типа.

11. Структура регулятивного финансового правоотношения пассивного типа.

 

12. Что значит финансовое правоотношение со сложной струк­турой, каковы его виды?

13. Структура охранительного финансового правоотношения.

14. Что представляет собой реализация обязанностей и прав субъектов финансового правоотношения?

15. Что следует понимать под стадиями реализации финансо­вого правоотношения?


Контрольные вопросы и задания 147

16. В чем состоят средства реализации финансового правоотно­шения?

17. В чем особенность зачета как средства реализации финан­сового правоотношения?

18. Приведите примеры замены обязанностей и прав в финан­совом правоотношении в целях обеспечения его реализации.

19. Каковы способы реализации финансового правоотноше­ния?

20. Приведите примеры материальных и процессуальных фи­нансовых правоотношений.

 

21. Как классифицируются финансовые правоотношения по видам финансово-правовых институтов?

22. Приведите примеры имущественных и неимущественных финансовых правоотношений.

23. Дайте примеры простых и сложных финансовых правоот­ношений.

24. Приведите примеры двусторонних и многосторонних фи­нансовых правоотношений.