Коллективные субъекты финансового права

Под коллективными субъектами финансового права следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

а) органы государственной власти;

б) Центральный банк РФ;


110 Глава 4. Субъекты финансового права

в) коммерческие банки, наделенные властными полномочи­
ями;

г) организации (предприятия, бюджетные учреждения, меж­
дународные организации). (Рис. 4).

Рис. 4. Коллективные субъекты финансового права

Основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права является наличие у них компетен­ции в области финансовой деятельности государства. Коллектив­ными субъектами финансового права являются представитель­ные и исполнительные органы государственной власти.

Органы государственной власти, являясь коллективными субъектами финансового права, выступают в качестве уполномо­ченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере финансовой деятельности, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, будучи уполно­моченными выражать государственную волю в установленных им пределах.

В круг представительных и исполнительных органов государ­ственной власти в качестве субъектов финансового права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а органов исполнительной власти - органы как общей, так и специальной компетенции.

Представительные органы государственной власти высту­пают в качестве коллективных субъектов финансового права осуществляя главным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. Так, на федераль­ном уровне в ведении Государственной Думы находится Кон­трольно-бюджетный комитет, наделенный этой функцией. Кроме того, государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления финансовой деятельнос­ти государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государст­венной власти выступают не как коллективные субъекты фи-


§ 4. Коллективные субъекты финансового права 111

нансового права, а как представители государства как субъекта финансового права.

Исполнительные органы государственной власти общей ком­петенции выступают в качестве коллективных субъектов фи­нансового права в отношении права составления проектов бюд­жетов и их исполнения. Так, в соответствии с БК РФ проект фе­дерального бюджета составляется Правительством РФ, а проект бюджета субъекта РФ — соответствующим органом исполнитель­ной власти субъекта РФ.

Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции являются коллективными субъектами финансового права в отношении самых различных правомочий в области фи­нансовой деятельности государства, составляющих их компетен­цию. В числе этих органов: Минфин России и финансовые органы субъектов РФ, Федеральное казначейство, МНС России, ГТК Рос­сии и т.д. Например, Минфин России, финансовые органы субъ­ектов РФ имеют право на непосредственное составление проектов бюджетов и отчетов об их исполнении, на принятие решений об изменении срока уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ, ст. 171 БК РФ), финансового контроля и т.д.; МНС России, Федеральное казначейство, органы государственных внебюджетных фондов, главные распорядители и распорядители бюджетных средств имеют право на осуществление государственного финансового контроля. ГТК России обладает правом принимать решения об из­менении срока уплаты налога и сбора (ст. 266 БК РФ, ст. 63 НК РФ). К коллективным субъектам финансового права относятся и органы судебной власти. Они осуществляют контроль за уплатой госпошлины при подаче заявлений в суд, а также предоставляют отсрочки по уплате госпошлины (ст. 63 НК РФ).

К коллективным субъектам финансового права относится также и Центральный банк России (ЦБ РФ). Как уже отмеча­лось, ЦБ РФ является органом, осуществляющим финансовую де­ятельность государства, поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права. Это имеет место тогда, когда в соответствии со ст. 23 Федерального за­кона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» он выполняет свои обязанности по операциям с федераль­ным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ. Вместе с тем в ряде случаев ЦБ РФ вы­ступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений в сфере госу­дарственных финансов. Так, в соответствии со ст. 26 вышеуказан-


112 Глава 4. Субъекты финансового права

ного Федерального закона 50% прибыли ЦБ РФ перечисляется в доход федерального бюджета. В аналогичном качестве ЦБ РФ вы­ступал до 1996 г., когда выделял кредиты Правительству РФ на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Наконец, ЦБ РФ является участником отношений в сфере финан­сов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ. Во всех этих случаях ЦБ РФ выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо. Поэтому, являясь субъектом финансового права в отноше­нии обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в от­ношении права на получение из бюджета средств на обслужива­ние государственного внутреннего долга, он обладает не компе­тенцией, а правосубъектностью юридического лица.

Помимо ЦБ РФ к коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве юридичес­ких лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов. Так, в соответствии со ст. 11Зако­на РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 ок­тября 1992 г.1, а также п. 14 Инструкции ЦБ РФ «О порядке обяза­тельной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведе­ния операций на внутреннем валютном рынке Российской Федера­ции» от 29 июня 1992 г. № 72 уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены власт­ными полномочиями, поскольку имеют право в императивном по-'рядке депонировать 50% валютной выручки предприятий на спец­счете3. Анализ законодательства приводит к выводу, что деятель­ность коммерческого банка как агента валютного контроля хотя и косвенно, но все же обеспечивает финансовую деятельность госу­дарства. Так, в ЦБ РФ создается валютный резерв, который, яв­ляясь государственной собственностью, закрепленной за ЦБ РФ, может служить и источником централизованных средств государ­ства. Это следует из Указа Президента РФ «О частичном измене­нии порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» от 14 июня 1992 г.4, согласно ко-

1 ВВС. 1992. № 45. Ст. 2542; СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 1; Российская газета.
1999. 7 июля; 2001. 6 июня.

2 См.: Экономика и жизнь. 1992. № 28; Российская газета. 1998. 31 дек.

3 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3432.

4 См.: Российская газета. 1992. 18 июня.


§ 4. Коллективные субъекты финансового права ИЗ

торому Минфин России осуществляет расходы в валюте для обслу­живания внешнего долга, других государственных нужд за счет по­купки валютных средств у ЦБ РФ. Государство, будучи заинтересо­ванным в поддержании валютного резерва ЦБ РФ как источника своих «подпиток», обязало все предприятия продавать 50% своей валютной выручки через уполномоченные банки за рубли. И более того, возложило на эти банки функции агентов валютного контроля, наделив их властными полномочиями. Таким образом, коммерчес­кие банки являются субъектами финансового права, обладая'пра­вом валютного контроля предприятий, направленным на обеспече­ние расходов государства. Кроме того, коммерческие банки являют­ся коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Эти права коммерчес­ких банков установлены постановлением Президиума Верховного Совета РФ «О безотлагательных мерах по реализации налично-де-нежного обращения в Российской Федерации» от 13 января 1992 г.1 Их финансово-правовой характер, а следовательно, «во­влеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гарантирует производ­ство основной массы операций в безналичном порядке через рас­четный счет. В этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.

Коллективными субъектами финансового права, помимо перечисленных, являются организации (предприятия, бюджет­ные учреждения). Последние обладают финансовой право­субъектностью в отношении: а) прав на получение бюджетных средств в порядке бюджетных ассигнований; б) прав на получе­ние бюджетных кредитов; в) обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения; г) обязанностей по уплате нало­гов и сборов; д) обязанностей налоговых агентов; е) прав на участие в процессе составления проекта бюджета (сметный про­цесс); ж) обязанности представлять в налоговые органы инфор­мацию (рис. 5).

1См.: Российская газета. 1992. 28 янв.


114 Глава 4. Субъекты финансового права

Рис. 5. Организации — коллективные субъекты финансового права

Коллективными субъектами финансового права в отношении прав на участие в процессе составления проекта бюджета (смет­ный процесс), а также прав на получение бюджетных ассигнова­ний являются бюджетные учреждения.

Юридические лица, не являющиеся государственными и му­ниципальными унитарными предприятиями, а также бюджетны­ми учреждениями, являются коллективными субъектами финан­сового права, ибо они способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях возвратности и возмездности. А в соответствии со ст. 77 БК РФ государственные и муниципаль­ные унитарные предприятия являются коллективными субъекта­ми финансового права, так как способны приобрести право на по­лучение бюджетных кредитов на условиях как возмездных, так и безвозмездных.

В соответствии со ст. 297 ГК РФ, а также с Порядком планиро­вания и финансирования деятельности казенных заводов (казен­ных фабрик, казенных хозяйств), утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г., казенные предприятия следует считать субъектами финансового права в отношений обя­занности направления свободного остатка прибыли в доход феде­рального бюджета1.

Коллективным субъектом финансового права является также государственное унитарное предприятие, основанное на праве хо­зяйственного ведения в отношении обязанности по перечислению

СЗ Р Ф . 1994. № 2 8 . Ст. 2989.


§ 4. Коллективные субъекты финансового права 115

в бюджет доли прибыли от использования имущества, находяще­гося в хозяйственном ведении предприятия. Эта обязанность предприятия производна от права собственности на получение части прибыли предприятия, зафиксированного в ст. 295 ГК РФ, и на практике возникает главным образом у некоторых федераль­ных государственных унитарных предприятий. Например, в со­ответствии с постановлением Правительства РФ «Вопросы фе­деральных государственных унитарных предприятий, государ­ственных компаний «Росвооружение» и «Промэкспорт» от 31 декабря 1997 г. были утверждены уставы соответствующих предприятий. В них предусмотрено, что предприятие перечисля­ет в федеральный бюджет доли прибыли в размерах (процентах), ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.

Организации являются субъектами финансового права и в от­ношении обязанности по уплате налогов, сборов, а также произ­водных от нее обязанностей и прав, зафиксированных в ст. 23 и 24НКРФ.

Организации являются коллективными субъектами финансо­вого права, выступая в качестве налоговых агентов. Согласно п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организа­ции, на которые возложены обязанности по исчислению, удержа­нию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Финансовая правосу­бъектность организаций как налоговых агентов существует в от­ношении их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплатель­щики (ст. 21 НК РФ). В числе обязанностей налоговых агентов следующие: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налого­вый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплатель­щика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщи­ку; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильнос­тью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Кроме того, коллективными субъектами финансового права должны признаваться организации, в обязанность которых вхо­дит представление в налоговые органы информации, необходи-


116 Глава 4. Субъекты финансового права

мой для исчисления налогов, а также выполнения некоторых других операций. Перечень этих организаций дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать налоговые органы обязаны:

1) органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образо­вания юридического лица;

2) органы, регистрирующие физических лиц по месту житель­ства либо по месту рождения и смерти;

3) органы, регистрирующие недвижимое имущество, являю­щееся объектом налогообложения;

4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и др., которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

5) органы, уполномоченные совершать нотариальные дейст­вия в отношении нотариального удостоверения права на наследст­во и договоров дарения;

6) органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подоб­ные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг.

В круг этих же субъектов финансового права включаются и банки, которые в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счета организа­ции, индивидуального предпринимателя. Кроме того, банки яв­ляются коллективными субъектами финансового права и в отно­шении обязанностей по приостановлению операций по счетам на­логоплательщиков и взысканию налогов и сборов по решению на­логового органа. Эти обязанности банков установлены в ст. 60 и 76 НК РФ.

§ 5. Индивидуальные субъекты финансового права

Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных финан­совых ресурсов и в ряде случаев субъектами права контроля и предоставления информации.,

К физическим лицам как субъектам налогового права относят­ся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогово-


§ 5. Индивидуальные субъекты финансового права 117

го права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11НКРФ).

Финансовая правосубъектность физического лица определя­ется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность фи­нансовой правоспособности физического лица состоит в государ­ственной воле1, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит — вводит его в сферу отношений, регулируемых пра­вом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определен­ных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правооб л ад ания.

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в оп­ределенных границах, которые определены государством.

Финансовая правоспособность физического лица характери­зуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объ­ясняется особенностями финансово-правового регулирования. Го­сударство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересо­вано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они ад­ресованы. Причем стедень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-право­вого регулирования государство использует метод властных пред­писаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица рас­крывается и через его права, закрепленные в.законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Обязанности и права физического лица, через которые рас­крывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.

Финансовая правоспособность физического лица осуществля­ется с помощью дееспособности, которая представляет собой спо-

См.: Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.



Глава 4. Субъекты финансового права


собность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанйости,

Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заклю­чается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособнос­ти. Социальная функция финансовой дееспособности проявляет­ся в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответствен­ность за неправомерное поведение.

' Дееспособность физического лица во всех отраслях права на­ступает по достижении определенного возраста.

В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспо­собности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособнос-ти физического лица - 16 лет. Учитывая, что деликтоспособ-ность является составляющей дееспособности1, можно утверж­дать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.

Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются ор­ганизации и физические лица, на которых в соответствии с насто­ящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствен­но налоги и (или) сборы».

Физические лица в соответствии с действующим законода­тельством являются плательщиками налога на доходы физичес­ких лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.

Физические лица являются субъектами налогового права, вы­ступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму нало­га на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюд­жетные фонды — сумму единого социального налога.

1 См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Ч. 1. М., 1995.С. 92.


§ 5. Индивидуальные субъекты финансового права 119

Правосубъектность физического лица, выступающего в каче­стве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из
средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в
бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплатель­щика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплатель­щику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильнос­тью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвен­ций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физи­ческие лица являются субъектами финансового права в отноше­нии прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Прави­лами начисления, учета и расходования средств на осуществле­ние обязательного социального страхования от несчастных случа­ев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержден­ными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г.1, Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и еди­новременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных и др.

Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансо­вого права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату госпошлины при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла­тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нота­риусы, осуществляющие частную практику, являются субъекта-

Российская газета. 2000.16 марта.



Глава 4. Субъекты финансового права


ми финансового права в отношении обязанности сообщать о нота­риальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физи­ческого лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущест­ва и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплатель­щика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским за­конодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособ­ностью другого лица.

Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распре­деляются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечи­телем.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятие субъекта финансового права.

2. Есть ли различие между понятиями «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения»?

3. В каких качествах государство выступает как субъект фи­нансового права?

4. В чем выражается компетенция государства как субъекта финансовой деятельности?

 

5. В каких случаях Российская Федерация выступает как субъект финансового права?

6. В каких случаях субъекты Российской Федерации выступа­ют как субъекты финансового права?

7. Охарактеризуйте муниципальное образование как субъект финансового права.

8. Какие субъекты относятся к коллективным субъектам фи­нансового права?


Контрольные вопросы и задания 121

9. В каких случаях коллективными субъектами финансового
права являются представительные и исполнительные органы го­
сударственной власти?

10. В каких случаях коллективными субъектами финансового права является Центральный банк РФ, а также коммерческие банки?

11.В каких случаях коллективными субъектами финансового права являются организации?

12. Охарактеризуйте физическое лицо как субъект финансово­го права.

13.С какого возраста согласно законодательству возникает на­логовая деликтоспособность физического лица?