Система финансового права
Отношения, составляющие предмет финансового права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общественных отношений, вырйжающие ту или иную сторрну финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Соответственно, неоднородны и нормы финансового права. Они объективно подразделяются на отдельные группы в рамках предмета финансового права, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
§ 5. Система финансового права
Совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках финансового права как отрасли права, образует систему этой отрасли права.
Группы финансово-правовых норм, объективно выделяющиеся в рамках финансового права, представляют собой разделы, подотрасли финансового права и финансово-правовые институты.
Под финансово-правовым институтом следует понимать законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы общественных отношений1. Подотрасль финансового права характеризуется наличием в ее составе нескольких правовых институтов с одновременным выделением некоторых «общих положений»2, свойственных всем входящим в подотрасль институтам. Раздел финансового права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих достаточно однородную группу общественных отношений, в составе которой выделяются отдельные финансово-правовые институты и даже подотрасли финансового права. Отличие раздела финансового права от подотрасли финансового права состоит в том, что в разделе отсутствуют некоторые общие нормы, характерные для всех финансово-правовых институтов, входящих в тот или иной раздел3.
Наука финансового права распределяет объективно возникающие группы финансово-правовых норм в Общую и Особенную части финансового права.
В прошлые, и особенно в последние годы в Общей части финансового права стал настойчиво выделяться финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля*.Этот институт включает в себя нормы, устанавливающие систему, виды государственного и муниципального финансо-
1 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций. Свердловск,
1972. Т. 1.С. 140.
2 Тамже. С. 141.
! В некоторых юридических работах вместо понятия «раздел отрасли права» используется понятие «сложный правовой институт» (см: Советское государственное право / Под ред. Е.И. Козловой. М., 1983. С. 10-11).
Л См: Халфина P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 182—213; РовинскийЕА. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. 1940. № 3; Советское финансовое право / Под ред. Е.А. Ро-винского. М., 1978; Воронова Л.К., МартемъяновИ.В. Советское финансовое право. Киев, 1983; Ялбулганов АА.Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития// Правоведение. 2000. № 3. С. 88.
54 Глава 1. Финансовое право как отрасль российского права
вого контроля, методы его проведения и т.д. Кроме того, в институт государственного и муниципальнога финансового контроля включаются нормы, регулирующие условия и порядок его проведения в отдельных сферах финансово-правового регулирования: в сфере бюджета, налогообложения, валютных операций и т.д. В связи с этим, нормы государственного и муниципального финансового контроля содержатся в подотраслях бюджетного, налогового права, а также в финансово-правовых институтах денежного обращения, валютных операций и т.д. Это позволяет говорить о том, что институт государственного и муниципального финансового контроля является комплексным финансово-правовым институтом, включающим в себя нормы, являющиеся одновременно составными частями других финансово-правовых институтов (подотраслей)1.
В Особенной части финансового права особое место занимает группа финансово-правовых норм, объединенная в подотрасль «бюджетное право»2. Особое место бюджетного права в системе финансового права экономически определено особым местом бюджета в финансовой системе РФ, а юридически — тем, что все остальные финансово-правовые институты так или иначе взаимосвязаны, производны от бюджетного права.
Бюджетное право является подотраслью финансового права, во-первых, потому, что включает в себя огромный массив финансово-правовых норм. Большая часть этих норм содержится в Бюджетном кодексе РФ, в федеральных законах о федеральном бюджете на текущий год, других законах и подзаконных актах, а также решениях органов местного самоуправления, касающихся бюджетной сферы. Во-вторых, бюджетное право регулирует разнообразные общественные отношения, которые объединяются в различные правовые институты. Среди них: институт бюджетного процесса, институт разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ3. В-третьих, бюджетное правр включает в себя нормы, устанавливающие общие положения бюджетной деятельности государства и муниципальных образова-
1 Е.Ю. Грачева, отмечая специфику правового регулирования государствен
ного и муниципального финансового контроля, рассматривает его как подотрасль
финансового права, включающую в себя нормы общей и особенной частей финан
сового права. (См.: Грачева ЕЖ). Проблемы правового регулирования государст
венного финансового контроля. М., 2000. С. 111—117.)
2 См.: ПискотинМЛ. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 50-51, 53.
3См.: ЦыпкинС Д. Финансово-правовые институты, и их роль в совершенст
вовании финансовой деятельности советского государства. М., 1983. С. 25.
§ 5. Система финансового права
ний. Это нормы о структуре бюджетной системы РФ, ее принципах, действии бюджетного законодательства и т.д.
К бюджетному праву очень тесно примыкает финансово-правовой институт государственных внебюджетных фондов. Этот институт появился в системе финансового права сравнительно недавно в связи с образованием в финансовой системе РФ государственных внебюджетных фондов и их правовым регулированием. К их числу сегодня, главным образом, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Институт государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы, регулирующие порядок формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот институт пересекается с подотраслью «бюджетное право» через финансово-правовой институт бюджетного процесса1.
Учитывая тот факт, что финансовое право регулирует отношения, опосредующие не только централизованные, но и децентрализованные фонды денежных средств (государственные и муниципальные), одним из институтов этой отрасли права является институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Этот финансово-правовой институт является комплексным. Он включает нормы, которые одновременно входят в иные финансово-правовые институты (подотрасли) (например, в налоговое право).
Децентрализованные государственные и муниципальные фонды денежных средств образуются и в системе страхования. В связи с этим, в финансовом праве выделяется совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственного и муниципального страхования. Государственные фонды денежных средств сегодня представлены Российской государственной страховой компанией, Военной страховой компанией, Московской государственной страховой компанией и т.д.
Одним из разделов финансового права является раздел государственных и муниципальных доходов. Он включает в себя налоговое право, являющееся подотраслью финансового права, а также институт неналоговых доходов государства и муниципальных образований.
Налоговое право образовало подотрасль финансового права совсем недавно, в конце 90-х гг. Экономически это было обуслов-
1См. гл. 10 настоящего учебника.
56 Глава 1. Финансовое право как отрасль российского права
лено переходом России к рыночной экономике и, соответственно, акцентированием налогового метода в государственном регулировании экономики.
Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права. Во-первых, потому, что включает в себя целый массив финансово-правовых норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того, нормы налогового права содержатся в федеральных законах и законах субъектов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях органов местного самоуправления. Во-вторых, совокупность правовых норм, составляющих налоговое право, относительно неоднородна. Она подразделяется на ряд финансово-правовых институтов, среди которых могут быть выделены институты налогового кредитования, налогового контроля, федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов и др. В-третьих, в налоговом праве выделяется целый ряд норм, представляющих собой общие положения и реализующиеся в равной мере во всех налогово-пра-вовых институтах. Это нормы, устанавливающие участников налоговых правоотношений, определяющие понятие налога и сбора, устанавливающие основные начала законодательства о налогах и сборах и т.д.
Одним из финансово-правовых институтов особенной части финансового права является институт государственного и муниципального кредита1. В советское время он выделялся в составе раздела финансового права «государственные доходы»2. В настоящее время он не может быть включен в. этот раздел, так как согласно БК РФ финансовые ресурсы государства, полученные по государственному кредиту, не относятся в строгом смысле к доходам бюджетов (ст. 41). Тем более эти финансовые ресурсы не относятся к доходам государственных внебюджетных фондов и прочим доходам государства (ст. 146 БК РФ). Однако, финансовые ресурсы, полученные государством и муниципальными образованиями по государственному и муниципальному кредиту, являются источниками финансирования дефицита бюджетов (ст. 94—96 БК РФ). В этом смысле институт государственного и муниципаль-
1 Институт государственного и муниципального кредита является комплекс
ным межотраслевым правовым институтом. Те нормы права, которые регулируют
в этом институте отношения, составляющие предмет финансового права, состав
ляют одноименный финансово-правовой институт.
2 См.: Советское финансовое право / Под ред. Л.К. Вороновой, Н.И. Химиче-
войМ., 1987.
Контрольные вопросы и задания
ного кредита примыкает к разделу финансового права «государственные и муниципальные доходы».
С разделом финансового права «государственные и муниципальные доходы» тесно связан раздел финансового права «государственные и муниципальные расходы». Он включает в себя институт расходов бюджета, институт расходов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, в этот раздел входят нормы, регулирующие расходы государственных отраслевых денежных фондов, целевых фондов Правительства РФ, а также финансово-правовые нормы, регулирующие расходы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако в силу своей малочисленности эти нормы пока не образуют каких-либо финансово-правовых институтов.
Финансовая система РФ тесно связана с банковской системой РФ. В связи с этим многие отношения в сфере банковской деятельности, расчетов, денежного обращения так или иначе связаны с отношениями, составляющими предмет финансового права и регулируются финансовым правом. Благодаря этому в финансовом праве традиционно выделяются: финансово-правовой институт банковской деятельности (банковского кредитования), финансово-правовой институт денежного обращения и расчетов, финансово-правовой институт валютного регулирования и валютного контроля.
Система финансового права в настоящее время активно развивается. Существует тенденция к выделению в системе финансового права институтов финансово-правовой ответственности, бухгалтерской отчетности и т.д.
Контрольные вопросы и задания
1.Все ли денежные отношения, существующие в обществе, охватываются понятием «финансы»?
2. Перечислите специфические признаки финансов.
3. Какие функции выполняют финансы?
4. Что такое финансовая система России и какие элементы включаются в нее в настоящее время?
5. Все ли финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского финансового права?
6. Какие отношения составляют предмет финансового права?
7. Какие органы осуществляют финансовую деятельность государства и муниципальных образований?
8. Объект финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
5 8 Глава 1.Финансовое право как отрасль российского права
9. Функции финансовой деятельности государства и муници
пальных образований.
10. Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
11. Способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
12. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
13. Виды финансово-правовых актов.
14. Какие финансово-правовые акты относятся к нормативным, а какие - к индивидуальным?
15. Приведите примеры финансово-плановых актов.
16. Все ли отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляют предмет финансового права?
17. Охарактеризуйте отношения, составляющие предмет финансового права.
18. В чем состоит основной метод финансово-правового регулирования?
19. Охарактеризуйте все методы финансово-правового регулирования.
20. Каковы критерии отграничения финансового права от конституционного, административного, муниципального, гражданского права?
21. Каковы проявления взаимосвязи финансового права с политикой?
22. Охарактеризуйте систему финансового права.