Система финансового права

Отношения, составляющие предмет финансового права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общест­венных отношений, вырйжающие ту или иную сторрну финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Соответ­ственно, неоднородны и нормы финансового права. Они объективно подразделяются на отдельные группы в рамках предмета финансо­вого права, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.


§ 5. Система финансового права



Совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловлен­ных групп финансово-правовых норм, существующих и развива­ющихся в рамках финансового права как отрасли права, образует систему этой отрасли права.

Группы финансово-правовых норм, объективно выделяющие­ся в рамках финансового права, представляют собой разделы, по­дотрасли финансового права и финансово-правовые институты.

Под финансово-правовым институтом следует понимать зако­нодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечи­вающих комплексное регулирование определенной группы обще­ственных отношений1. Подотрасль финансового права характери­зуется наличием в ее составе нескольких правовых институтов с одновременным выделением некоторых «общих положений»2, свойственных всем входящим в подотрасль институтам. Раздел финансового права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих достаточно однородную группу обществен­ных отношений, в составе которой выделяются отдельные финан­сово-правовые институты и даже подотрасли финансового права. Отличие раздела финансового права от подотрасли финансового права состоит в том, что в разделе отсутствуют некоторые общие нормы, характерные для всех финансово-правовых институтов, входящих в тот или иной раздел3.

Наука финансового права распределяет объективно возникаю­щие группы финансово-правовых норм в Общую и Особенную части финансового права.

В прошлые, и особенно в последние годы в Общей части фи­нансового права стал настойчиво выделяться финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля*.Этот институт включает в себя нормы, устанавливаю­щие систему, виды государственного и муниципального финансо-

1 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций. Свердловск,
1972. Т. 1.С. 140.

2 Тамже. С. 141.

! В некоторых юридических работах вместо понятия «раздел отрасли права» используется понятие «сложный правовой институт» (см: Советское государствен­ное право / Под ред. Е.И. Козловой. М., 1983. С. 10-11).

Л См: Халфина P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 182—213; РовинскийЕА. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. 1940. № 3; Советское финансовое право / Под ред. Е.А. Ро-винского. М., 1978; Воронова Л.К., МартемъяновИ.В. Советское финансовое право. Киев, 1983; Ялбулганов АА.Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития// Правоведение. 2000. № 3. С. 88.


54 Глава 1. Финансовое право как отрасль российского права

вого контроля, методы его проведения и т.д. Кроме того, в инсти­тут государственного и муниципальнога финансового контроля включаются нормы, регулирующие условия и порядок его прове­дения в отдельных сферах финансово-правового регулирования: в сфере бюджета, налогообложения, валютных операций и т.д. В связи с этим, нормы государственного и муниципального финан­сового контроля содержатся в подотраслях бюджетного, налого­вого права, а также в финансово-правовых институтах денежного обращения, валютных операций и т.д. Это позволяет говорить о том, что институт государственного и муниципального финансо­вого контроля является комплексным финансово-правовым ин­ститутом, включающим в себя нормы, являющиеся одновременно составными частями других финансово-правовых институтов (подотраслей)1.

В Особенной части финансового права особое место занимает группа финансово-правовых норм, объединенная в подотрасль «бюджетное право»2. Особое место бюджетного права в системе финансового права экономически определено особым местом бюд­жета в финансовой системе РФ, а юридически — тем, что все ос­тальные финансово-правовые институты так или иначе взаимо­связаны, производны от бюджетного права.

Бюджетное право является подотраслью финансового права, во-первых, потому, что включает в себя огромный массив финан­сово-правовых норм. Большая часть этих норм содержится в Бюд­жетном кодексе РФ, в федеральных законах о федеральном бюд­жете на текущий год, других законах и подзаконных актах, а также решениях органов местного самоуправления, касающихся бюджетной сферы. Во-вторых, бюджетное право регулирует раз­нообразные общественные отношения, которые объединяются в различные правовые институты. Среди них: институт бюджетно­го процесса, институт разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ3. В-третьих, бюджетное правр включает в себя нормы, устанавливающие общие положения бюд­жетной деятельности государства и муниципальных образова-

1 Е.Ю. Грачева, отмечая специфику правового регулирования государствен­
ного и муниципального финансового контроля, рассматривает его как подотрасль
финансового права, включающую в себя нормы общей и особенной частей финан­
сового права. (См.: Грачева ЕЖ). Проблемы правового регулирования государст­
венного финансового контроля. М., 2000. С. 111—117.)

2 См.: ПискотинМЛ. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 50-51, 53.
3См.: ЦыпкинС Д. Финансово-правовые институты, и их роль в совершенст­
вовании финансовой деятельности советского государства. М., 1983. С. 25.


§ 5. Система финансового права



ний. Это нормы о структуре бюджетной системы РФ, ее принци­пах, действии бюджетного законодательства и т.д.

К бюджетному праву очень тесно примыкает финансово-право­вой институт государственных внебюджетных фондов. Этот институт появился в системе финансового права сравнительно не­давно в связи с образованием в финансовой системе РФ государст­венных внебюджетных фондов и их правовым регулированием. К их числу сегодня, главным образом, относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и террито­риальные фонды обязательного медицинского страхования. Ин­ститут государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы, регулирующие порядок формирования и исполнения бюд­жетов государственных внебюджетных фондов. Этот институт пересекается с подотраслью «бюджетное право» через финансово-правовой институт бюджетного процесса1.

Учитывая тот факт, что финансовое право регулирует отноше­ния, опосредующие не только централизованные, но и децентра­лизованные фонды денежных средств (государственные и муни­ципальные), одним из институтов этой отрасли права является институт финансов государственных и муниципальных уни­тарных предприятий. Этот финансово-правовой институт явля­ется комплексным. Он включает нормы, которые одновременно входят в иные финансово-правовые институты (подотрасли) (на­пример, в налоговое право).

Децентрализованные государственные и муниципальные фонды денежных средств образуются и в системе страхования. В связи с этим, в финансовом праве выделяется совокупность пра­вовых норм, регулирующих отношения в сфере государственного и муниципального страхования. Государственные фонды денеж­ных средств сегодня представлены Российской государственной страховой компанией, Военной страховой компанией, Москов­ской государственной страховой компанией и т.д.

Одним из разделов финансового права является раздел госу­дарственных и муниципальных доходов. Он включает в себя на­логовое право, являющееся подотраслью финансового права, а также институт неналоговых доходов государства и муниципаль­ных образований.

Налоговое право образовало подотрасль финансового права совсем недавно, в конце 90-х гг. Экономически это было обуслов-

1См. гл. 10 настоящего учебника.


56 Глава 1. Финансовое право как отрасль российского права

лено переходом России к рыночной экономике и, соответственно, акцентированием налогового метода в государственном регулиро­вании экономики.

Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права. Во-первых, потому, что включает в себя целый массив фи­нансово-правовых норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того, нормы налогового права содержатся в федеральных законах и законах субъектов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях ор­ганов местного самоуправления. Во-вторых, совокупность право­вых норм, составляющих налоговое право, относительно неодно­родна. Она подразделяется на ряд финансово-правовых институ­тов, среди которых могут быть выделены институты налогового кредитования, налогового контроля, федеральных налогов, реги­ональных налогов, местных налогов и др. В-третьих, в налоговом праве выделяется целый ряд норм, представляющих собой общие положения и реализующиеся в равной мере во всех налогово-пра-вовых институтах. Это нормы, устанавливающие участников на­логовых правоотношений, определяющие понятие налога и сбора, устанавливающие основные начала законодательства о налогах и сборах и т.д.

Одним из финансово-правовых институтов особенной части финансового права является институт государственного и му­ниципального кредита1. В советское время он выделялся в соста­ве раздела финансового права «государственные доходы»2. В на­стоящее время он не может быть включен в. этот раздел, так как согласно БК РФ финансовые ресурсы государства, полученные по государственному кредиту, не относятся в строгом смысле к дохо­дам бюджетов (ст. 41). Тем более эти финансовые ресурсы не отно­сятся к доходам государственных внебюджетных фондов и про­чим доходам государства (ст. 146 БК РФ). Однако, финансовые ресурсы, полученные государством и муниципальными образова­ниями по государственному и муниципальному кредиту, являют­ся источниками финансирования дефицита бюджетов (ст. 94—96 БК РФ). В этом смысле институт государственного и муниципаль-

1 Институт государственного и муниципального кредита является комплекс­
ным межотраслевым правовым институтом. Те нормы права, которые регулируют
в этом институте отношения, составляющие предмет финансового права, состав­
ляют одноименный финансово-правовой институт.

2 См.: Советское финансовое право / Под ред. Л.К. Вороновой, Н.И. Химиче-
войМ., 1987.


Контрольные вопросы и задания



ного кредита примыкает к разделу финансового права «государст­венные и муниципальные доходы».

С разделом финансового права «государственные и муници­пальные доходы» тесно связан раздел финансового права «госу­дарственные и муниципальные расходы». Он включает в себя ин­ститут расходов бюджета, институт расходов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, в этот раздел входят нормы, регулирующие расходы государственных отраслевых денежных фондов, целевых фондов Правительства РФ, а также финансово-правовые нормы, регулирующие расходы государственных и му­ниципальных унитарных предприятий. Однако в силу своей малочисленности эти нормы пока не образуют каких-либо финан­сово-правовых институтов.

Финансовая система РФ тесно связана с банковской системой РФ. В связи с этим многие отношения в сфере банковской деятель­ности, расчетов, денежного обращения так или иначе связаны с от­ношениями, составляющими предмет финансового права и регули­руются финансовым правом. Благодаря этому в финансовом праве традиционно выделяются: финансово-правовой институт банков­ской деятельности (банковского кредитования), финансово-пра­вовой институт денежного обращения и расчетов, финансово-пра­вовой институт валютного регулирования и валютного контроля.

Система финансового права в настоящее время активно разви­вается. Существует тенденция к выделению в системе финансово­го права институтов финансово-правовой ответственности, бух­галтерской отчетности и т.д.

Контрольные вопросы и задания

1.Все ли денежные отношения, существующие в обществе, ох­ватываются понятием «финансы»?

2. Перечислите специфические признаки финансов.

3. Какие функции выполняют финансы?

4. Что такое финансовая система России и какие элементы включаются в нее в настоящее время?

5. Все ли финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского финансового права?

6. Какие отношения составляют предмет финансового права?

 

7. Какие органы осуществляют финансовую деятельность го­сударства и муниципальных образований?

8. Объект финансовой деятельности государства и муници­пальных образований.


5 8 Глава 1.Финансовое право как отрасль российского права

9. Функции финансовой деятельности государства и муници­
пальных образований.

10. Средства финансовой деятельности государства и муници­пальных образований.

11. Способы финансовой деятельности государства и муници­пальных образований.

12. Формы финансовой деятельности государства и муници­пальных образований.

13. Виды финансово-правовых актов.

14. Какие финансово-правовые акты относятся к норматив­ным, а какие - к индивидуальным?

15. Приведите примеры финансово-плановых актов.

16. Все ли отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, состав­ляют предмет финансового права?

17. Охарактеризуйте отношения, составляющие предмет фи­нансового права.

18. В чем состоит основной метод финансово-правового регу­лирования?

19. Охарактеризуйте все методы финансово-правового регули­рования.

20. Каковы критерии отграничения финансового права от кон­ституционного, административного, муниципального, граждан­ского права?

21. Каковы проявления взаимосвязи финансового права с по­литикой?

22. Охарактеризуйте систему финансового права.