Охарактеризуем данные признаки

1) Финансовая деятельность государства являетсявластной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти.

Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих решений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам представительных органов, в первую очередь федеральным законам и законам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.

Наибольшую часть управленческих решений в области финансовой деятельности государства составляют акты органов исполнительной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы).

При этом в каждом конкретном случае осуществление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляющее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъект подпадает под его власть. Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган – налогоплательщик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодательный орган – орган исполнительной власти).

2)Финансовая деятельность государства являетсягосударственно-плановой.

Планирование присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой. Например, исполнение бюджета как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по плану: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены законом и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осуществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.

3) Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера, в процессе осуществления которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целесообразное соотношение расходной части с доходной частью бюджетов различных уровней путем бюджетного регулирования: процентных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д.

Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валютную и другие сферы финансовой деятельности государства.

Таким образом, финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, создания финансовых фондов, расходования денежных средств для эффективного выполнения государством своих задач и функций.

4) 2)Финансовая деятельность государства являетсяконтролирующей.

Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная деятельность, которую осуществляют компетентные органы государства (Минфин России, Департамент экономической безопасности МВД России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денежных средств в государственные финансовые фонды и их использования в интересах общества и государства.

Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность. Так, органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства.

В юридической литературе нередко используются такие понятия, как «государственное управление финансами», «управление в области финансов и кредита», «финансовое управление».

Представляется, что во всех случаях использования названных понятий имеется в виду государственная финансовая деятельность, но с акцентом на ее управленческую сторону. При этом финансовое управление следует рассматривать не в узком (классическом), а в широком плане, так как оно осуществляется представительными, исполнительными и банковскими (Банк России и его филиалы) органами, но на основе классического правила «команда – исполнение». Причем действия как управляющего, так и управляемого связаны с движением денежных средств в определенном направлении. Таково, например, движение денежных средств в форме налоговых платежей, субвенций, дотаций, бюджетных ссуд и т.д.

 

При этом экономическая и управленческая стороны финансовой деятельности государства неотделимы друг от друга, органически слитны и составляют единую деятельность, которая имеет универсальный характер во времени и пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где проживает население и функционируют публичные органы власти.

Вывод, какой можно сделать из изложенной характеристики финансовой деятельности государства, следующий: без финансовой деятельности немыслима нормальная жизнедеятельность государственного организма, общества в целом и отдельного гражданина.

Недаром английский мыслитель, Т. Гоббс, сравнивал финансовую деятельность государства с его кровообращением. Визуально эта деятельность не всегда заметна, но благодаря ей государство и общество функционируют нормально.

 

Таким образом – финансовая деятельность государства и муниципальных образований– это процесс планомерного образова­ния, распределения и использования государством и муниципалъными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач.

Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельнрсти государства и муниципальных образований, рас­сматриваемые во взаимосвязи с финансовой системой, охватыва­ют ту ее часть, которая «замыкается» на государственных денеж­ных фондах и денежных фондах муниципальных образований. Это:

– бюджетные фонды,

– государственные и муниципальные вне­бюджетные фонды,

– государственный и муниципальный кредит,

– государственные и муниципальные страховые фонды,

– финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в про­цессе финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований, не относятся финансы всех предприятий независимо от формы собственности, а только финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Равным образом – не все страховые фонды, а лишь государственные и муниципальные.

Финансовая деятельность государства и муниципальных обра­зований осуществляется государством и муниципальными обра­зованиями в лице соответствующих органов.

Субъектами финансовой деятельностигосударства является государство в лице компетентных органов на уровне как Федерации, так и ее субъектов.

К таким органам относятся те, для которых указанная деятельность являет­ся специальной или составляет часть их компетенции. Это:

1) представительные ор­ганы государственной власти (ст. 104, 106 Конституции РФ). Они устанавливают и взимают налоги и сборы, рассматривают и ут­верждают бюджеты, а также отчеты об их исполнений.

return false">ссылка скрыта

2) исполнительные органы государственной власти:

– Правительство РФ,

– органы исполнительной власти общей компетенции на уровне субъектов РФ,

– Федеральная тамо­женная служба РФ (ФТС России),

– министерства, имеющие централизованные фонды, а также выступающие в ряде случаев как уполномоченные государством органы по управлению казен­ными предприятиями.

 

Так, Правительство РФ составляет федеральный бюджет, а органы исполнительной власти субъектов РФ – соответствующие бюджеты субъектов РФ. Органы ФТС Рос­сии взимают налоги, пошлины и сборы при пересечении государ­ственной границы, а министерства, имеющие централизованные фонды, формируют и выделяют финансовые ресурсы из этих фон­дов для решения общеотраслевых задач. Кроме того, некоторые министерства, управляя казенными предприятиями, устанавли­вают нормативы по распределению прибыли этих предприятий.

 

К последним органам исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим финансовую деятельность, относятся:

– Минис­терство финансов РФ (Минфин России) и финансовые органы субъектов Федерации,

– Федеральное казначейство РФ,

– Федеральная служба по налогам и сборам (УФНС России),

–Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территори­альные фонды обязательного медицинского страхования РФ и др.

 

Так, Минфин России и финансовые органы субъектов РФ состав­ляют проекты бюджетов и отчетов об их исполнении, а Федераль­ное казначейство РФ, входящее в состав Минфина России, осу­ществляет казначейское исполнение федерального бюджета, а также контроль за исполнением федерального бюджета. УФНС России осуществляют контроль за правильнос­тью исчисления и уплаты в бюджет и государственные внебюд­жетные фонды налогов и сборов. Государственные внебюджетные фонды осуществляют финансовую деятельность государства тем, что мобилизуют и выделяют финансовые ресурсы для решения социально-экономических задач государства.

 

3) органы судебной власти. В соответствии с ст. 1 и 3 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдик­ции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ осуществля­ют контроль за уплатой госпошлины при подаче в суд исковых заявлений и жалоб. Таким образом, финансовая деятельность го­сударства составляет часть компетенции органов судебной вла­сти.

4) Центральный банк РФ и коммерческие банки.

Центральный (банк РФ участвует в собирании, распределении и использовании фи­нансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обя­занности по операциям с федеральным бюджетом и государствен­ными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию госу­дарственного Долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г.1 Центральный банк РФ осуществляет финансо­вую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности госу­дарства обусловлено и опирается на денежную систему РФ. Таким образом, финансовая деятельность государства составляет часть компетенции Центрального банка РФ.

Коммерческие банки, являясь негосударственными организа­циями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятель­ность государства. Это имеет место тогда, когда они реализуют свои властные полномочия в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство.

Во-первых, коммерческие банки являются агентами валютно­го контроля.

Во-вторых, коммерческие банки выступают как органы, наде­ленные государством властными полномочиями в случае установ­ления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Благодаря этой деятельности коммерческого банка предприятие производит основную массу опера­ций в безналичном порядке через расчетный счет и таким образом гарантируется своевременное внесение в бюджет налогов и дру­гих обязательных платежей. Так коммерческий банк оказывает­ся вовлеченным в процесс финансовой деятельности государства.

5) Муниципальные образования осуществляют финансовую дея­тельность через органы местного самоуправления, а также непо­средственно через население муниципального образования.

Так, представительные и исполнительные органы местного самоуправ­ления формируют и исполняют местный бюджет. Представитель­ные органы местного самоуправления устанавливают местные на­логи и сборы и предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами. Кроме того, органы местного самоуп­равления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований, осуществляют эмиссию муниципальных облигаций, получают финансовую помощь в различных формах из бюджетов субъектов РФ и т.д. Финансовую деятельность непосредственно через население муниципальное образование осуществляет, при­нимая решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования2.

Объектом финансовой деятельностивыступают эконо­мические отношения, а точнее, отношения собственности, и, как результат — доходы, накопления и т.д. субъектов хозяйст­вования и физических лиц, а также собственные финансовые ре­сурсы государства и муниципальных образований.

Характеристиками финансовой деятельности государства и муниципальных образований являются:

– ее функции,

– средства, способы и формы, с помощью которых она осуществля­ется.

Функции финансовой деятельности государства и муници­пальных образований это основные направления этой дея­тельности, а именно:

а) образование государственных и муниципальных денежных
фондов;

б) распределение государственных финансовых ресурсов;

в) использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

г) государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов;

д) эмиссия денежных знаков.

Средствами финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований, используемыми в ходе этой деятельнос­ти и направленными на достижение ее целей, выступают:

1) право­вые нормы,

2) нормы бухгалтерского учета (технико-юридические в тех случаях, когда содержатся в правовых актах),

3)операционно-технические, коммуникативные и транспортные средства.

Правовые нормы являются важнейшим средством финансовой деятельности государства и муниципальных образований, по­скольку финансовые, т.е. денежные отношения не существуют сами по себе, а обусловлены фактом существования государства и проявляются не иначе как в формах, определенных государством. Государство (и муниципальные образования), учитывая общест­венные потребности, которые детерминированы уровнем разви­тия товарно-денежных отношений, масштабами государственной деятельности, социальными задачами на данном этапе и т.д., при­дает объективно нарождающимся финансовым отношениям аде­кватные формы проявления. Оно устанавливает конкретные виды платежей и порядок их поступления в государственные фонды, определяет направления в использовании финансовых ре­сурсов, их распределении-и т.д. Налоги, сборы, порядок "их по­ступления в государственные и муниципальные фонды не могут возникнуть без юридической деятельности государства. Поэтому правовые нормы - это первое средство, сопровождающее финан­совую деятельность государства и муниципальных образований.

Правовую основу финансовой деятельности государства и му­ниципальных образований составляют нормы различных право­вых актов, однако прежде всего — конституционные нормы. Ис­пользование норм бухгалтерского учетав ходе финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований обусловле­но финансами, имеющими денежный характер. Финансы требуют фиксации и контроля. Поэтому, для того чтобы государ­ство и муниципальные образования могли следить за ходом моби­лизации, распределения и использования денежных средств, не­обходима система фиксации и отражения движения этих средств. Это и делается с помощью норм бухгалтерского учета, которые «привязываются» к правовым нормам как средствам финансовой деятельности государства и муниципальных образований. По от­ношению к правовым нормам они являются вспомогательным средством. Через правовые нормы государство и муниципальные образования регулируют поведение конкретных субъектов, а в нормах бухгалтерского учета оно отслеживается. Зачастую право­вые нормы и нормы бухгалтерского учета содержатся в одних и тех же правовых актах, в связи с чем нормы бухгалтерского учета относятся к технико-юридическим.

Для эффективной финансовой деятельности государства и му­ниципальных образований важное значение имеет соответствие и согласованность норм бухгалтерского учета и правовых норм. К сожалению, нередки случаи, когда учетные нормы не соответст­вуют правовым требованиям, выраженным в различных правовых актах, либо, наоборот, новые правовые нормы не находят отраже­ния в регистрах бухучета. Поэтому в ходе финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований необходима жесткая согласованность в работе законодателя и Министерства финансов РФ, на которое, согласно Положению о нем, возложено методическое руководство бухгалтерским учетом. Минфин Рос­сии должен оперативно отслеживать все новые явления в праве с тем, чтобы своевременно обеспечивать их нормами бухгалтерско­го учета.

К операционно-техническим и коммуникативно-транспорт­нымсредствам финансовой деятельности государства и муници­пальных образований относятся: различные формы документов, которые утверждаются Минфином России и Центральным бан­ком РФ (бланки платежных документов, расходные расписания, счета-фактуры, бюджетные поручения), а также факсы, телексы, телефоны и т.д.

Средства, используемые в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, отличаются многооб­разием и разнообразием. На практическом уровне эти средства за-действуются разными специалистами: законодателями, юриста­ми, бухгалтерами, работниками финансовых служб и т.д., а на теоретическом — исследуются представителями различных наук: юриспруденции, бухгалтерского учета, экономики и т.д.

Финансовая деятельность государства и муниципальных обра­зований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов).

Способэто конкретный путь, метод достижения целей финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований.

Все способы осуществления финансовой деятельности государ­ства и муниципальных образований подразделяются на общие и специальные.

Общие способыиспользуются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Это:

а) командно-волевой (импе­ративный) способ являетсяосновным способом, используемым в процессе всей финансо­вой деятельности государства и муниципальных образований. Его суть состо­ит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу «команда — испол­нение». Государство и муниципальные образования в односторон­нем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последова­тельно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.

б) рекомендательный способ используется в ходе фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральом бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний обусловлено проведением в жизнь политики федерализ­ма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, само­стоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюд­жетов.

в) согласовательный способ (способ согласования)используется в ходе финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа.

Специальные способыфинансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в разных сферах финансовой деятельности государства.

I. В процессе реализации определенных функций этой деятельности это:

а) метод обязательных платежейявляется основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципаль­ные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды.

б) метод добровольных платежейпроявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юриди­ческим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т.д.

в) метод финансовых изъятийпроявля­ется в изъятии государством свободного остатка прибыли казен­ного предприятия. Для казенных предприятий государство уста­навливает финансовые нормативы деятельности, а все, что остает­ся сверх этого, изымает. В отличие от этого при использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а лишь устанавливают налог или сбор, которые должны быть уплачены независимо от результатов деятельности субъекта.

г) штрафной методкак метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в уста­новлении и применении штрафов, пеней и других санкций за на­рушение финансово-правовых норм.

II. В процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования.

а) метод финансированиякак метод финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств.

б) метод публичного кредитованияозначает выделение государст­венных и муниципальных денежных средств на началах возврат­ности и возмездности. Метод финансирования традиционно ис­пользуется при выделении средств из бюджетов, а в связи с обра­зованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться и при выделении финансовых ре­сурсов из этих фондов.

Однако в современных условиях метод фи­нансирования стал проявляться в двух формах:

в форме прямого финансирования;

– в форме зачетного финансирования.

Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лишь в последние годы. Примером такого кредитования является еже­годное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.

III. При осуществлении функции распределения фи­нансовых ресурсов это:

а) метод процентных отчисленийот регулирующих доходов состоит в выделении субъектам РФ и муниципальным образова­ниям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъ­ектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональ­ных налогов и иных платежей.

б) метод субвенцийоснован на вы­делении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определен­ный срок и на конкретные цели. Этот метод финансовой деятельности государства не использовался в условиях админи­стративно-командной системы управления экономикой и начал активно использоваться с начала 90-х гг.

в) метод дотацийисполь­зовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муници­пальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назна­чения.

Финансовая деятельность государства и муниципальных обра­зований осуществляется в различных формах:правовой и неправовой формах.

Правовая форма является главной формой финансовой деятельности. Госу­дарство и муниципальные образования осуществляют мобилиза­цию, распределение и использование финансовых ресурсов, при­нимая финансово-правовые акты.

Финансово-правовые акты классифицируются

– по юридичес­ким свойствам,

– по юридической природе,

– по органам, издающим финансово-правовые акты.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подраз­деляются на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные финансово-правовые акты регулируют отноше­ния, составляющие предмет финансового права, и содержат толь­ко общеобязательные правила поведения. К ним относятся НК РФ, законы (федеральные и субъектов РФ), устанавливающие режим различных налогов и сборов, и др.

Индивидуальныефинансово-правовые актырегулируют кон­кретные финансовые отношения с участием конкретных субъек­тов с помощью ненормативных (не обладающих юридической об­щеобязательностью) правовых средств.

Например, индивидуальными финансово-правовыми актами являются: решение финансового органа о предоставлении кон­кретному субъекту инвестиционного налогового кредита на осно­ве требований ст. 67 НК РФ; налоговое извещение об уплате нало­га на имущество, присланное физическому лицу в соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 де­кабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями1.

Смешанныефинансово-правовые актыодновременно содер­жат нормативные и индивидуальные предписания. К ним отно­сится закон РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансо­вый год. Такой закон из года в год содержит как общеобязатель­ные, так и индивидуальные финансово-правовые предписания. Например, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 1998 год» от 26 марта 1998 г.2 общеобязательным является пред­писание, содержащееся в ст. 55, а именно: «установить, что плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставлен­ными в 1998 году на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет». А индивидуальным — предпи­сание Центральному банку РФ приостановить с 1 января 1998 г. начисление процентов на задолженность по централизованным кредитам, выданным в 1992—1994 гг., до завершения ее пере­оформления в государственный внутренний долг Российской Фе­дерации (ст. 72).

По юридической природе финансово-правовые акты подразде­ляются на: а) законодательные и б) подзаконные.

К законода­тельнымфинансово-правовым актам относятся законы РФ и за­коны субъектов РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет финансового права.

К подзаконнымотносятся все осталь­ные акты. Среди них: указы Президента РФ, постановления Пра­вительства РФ по вопросам государственных финансов, инструк­ции и письма МНС России, ГТК России, конкретизирующие зако­нодательные акты о налогах и сборах, и т.д.

По органам, издающим финансово-правовые акты, последние подразделяются на:

финансово-правовые акты, принимаемые представительными органами власти РФ и субъектов РФ в форме законов и постанов­лений;

финансово-цравовые акты, принимаемые исполнительными органами власти РФ и субъектов РФ общей компетенции в форме указов, постановлений и распоряжений;

финансово-правовые акты, принимаемые исполнительными органами власти специальной компетенции (на уровне Россий­ской Федерации и субъектов РФ) в форме инструкций, писем, ре­шений.

Среди этих органов: Минфин России, Федеральное казна­чейство, МНС России, ГТК России, финансовые управления ад­министраций субъектов РФ и т.д. Надо учесть, что именно эти органы принимают главным образом индивидуальные финансо­во-правовые акты в форме решений;

финансово-правовые акты, принимаемые представительными и исполнительными органами местного самоуправления в форме постановлений и решений.

Разновидностью финансово-правовых актов являются финан­сово-плановые акты.

Финансово-плановые актыпринимаются соответствующими органами и организациями в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований и содержат плановые показатели по доходам и расходам. В их числе:

а) федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований;

б) сметы бюджетных учреждений;

в) сводные финансовые планы государственных и муниципальных унитарных предприятий;

г) бюджеты государственных внебюджетных фондов и др.

д) кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и т.д.

Отнесение финансово-плановых актов к финансово-правовым обусловлено тем, что они получают юридическое оформление и, таким образом, порождают юридические последствия. Так, бюд­жеты на уровне Российской Федерации и субъектов РФ утвержда­ются в форме законов; бюджеты муниципальных образований -в форме постановлений представительных органов местного само­управления; сметы бюджетных учреждений — вышестоящим в порядке подчиненности органом и т.д.

С организационной точки зрения финансовая деятельность го­сударства и муниципальных образований осуществляется в форме создания и использования централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств.

Государственные и муни­ципальные централизованные фонды денежных средств пред­ставлены федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований, а также государственными и муни­ципальными внебюджетными фондами денежных средств. Госу­дарственные и муниципальные децентрализованные фонды имеют место на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в государственных и муниципальных страховых организациях.