Управление вниманием аудитории

Объективные причины невнимания:

- Разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту). За счет этого у слушателя образуется резерв времени, во время которого появляются посторонние мысли.

- Объем внимания человека ограничен: одновременно может быть воспринято не более 4-5 не связанных между собой объектов.

- Состав аудитории: устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня и т.д.

- Место проведения встречи (духота или холод, шумы и т.д.), если оно не согласовано с выступающим.

- Естественное утомление внимания. Следует помнить о периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает через 15-20 минут после начала выступления, второй – на 30-35-й минуте.

Субъективные причины обусловлены качеством самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие непонимания; изложения общеизвестного; невовлеченности слушателей в совместные размышления, изложение «готовых истин»; перегруженности информацией; несоответствия темы выступления интересам аудитории; невыразительности формы изложения.

Приемы привлечения внимания

Для того, чтобы оратор смог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно соответствовать, оно должно соответствовать как минимум следующим требованиям:

- быть содержательным и вызывать интерес;

- пробуждать творческие способности слушателей;

- быть композиционно и логически организованным; выводы при этом не преподносятся в готовом виде, а выступающий подводит к ним слушателей;

- соответствовать теме, месту и аудитории;

- содержать конфликт, излагать факты или идеи в противопоставлении и сопоставлении всех «за» и «против» какого-либо мнения;

- акцентировать внимание на основных моментах речи путем повторения, но каждый раз в новой форме;

- быть динамичным – интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами;

- быть доступным, наглядным, содержать конкретные примеры;

- излагаться живым, образным языком.

Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:

- прямое обращение к аудитории, диалог с ней;

- использование новой, неожиданной информации;

- провокация;

- делегирование возможностей принимать решения;

- апелляция к авторитету;

- введение элементов драматургии и переживания;

- внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия);

- юмор;

- гипербола;

- контраст, парадокс;

- эффект присутствия – оратор создает ситуацию, когда люди как бы присутствуют при том, о чем он говорит;

- персонификация.

Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.

Техника эффективного слушания

Причины непродуктивного слушания:

1. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому наш мозг, имея резерв времени, постоянно то «отключается» от предмета разговора, то вновь «включается».

2. Невозможность физически переработать и усвоить всю поступающую информацию.

3. Разного рода помехи (усталость, шум, приходы и уходы слушателей и др.)

4.Психологические факторы:

- человек, имеющий предубеждение к теме выступления или личности говорящего, полностью отключает свое внимание от содержания речи и начинает следить за ее недостатками;

- озабоченность личными проблемами не дает возможности сосредоточиться на высказываниях собеседника;

- неверие в то, что услышишь что-то новое;

- нетерпение.

5.Отрицательные привычки:

- повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;

- быстрый отказ от усилий слушать;

- привычка слушать, не глядя на человека;

- поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;

- неумение сдерживать отрицательные эмоции;

- проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;

- стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;

- нетерпение, привычка перебивать.

 

Правила слушания:

1.Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.

2.Дайте собеседнику время высказаться.

3.Не монополизируйте разговор.

4.Старайтесь не терять тему разговора.

5.Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.

6.Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.

7.Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.

8.Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.

9.Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.