Тема 3. Теории целостного педагогического процесса
Целостный педагогический процесс – основной фактор развития личности. Сущность педагогического процесса, его двусторонний характер. Объект и субъект педагогического взаимодействия. Виды педагогического взаимодействия.
Структура педагогического процесса, его компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. Общность и специфика процессов обучения и воспитания.
Общие свойства и закономерности педагогического процесса: обусловленность общественными потребностями, экономическими, национально-культурными условиями; взаимозависимость обучения, воспитания, образования и развития личности; определяющая роль деятельности и общения в обучении и воспитании; зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; взаимосвязь задач, содержания, форм и методов в педагогическом процессе.
Принципы воспитания и обучения как отражение закономерностей, как основные требования к организации педагогического процесса. Основные принципы: целенаправленность; связь с жизнью и практикой; научность и доступность; систематичность и последовательность; сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности; уважение к личности ребенка
Тема 4. Теория воспитания. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
Воспитание как явление общественной жизни и педагогический процесс. Социальная природа воспитания, его основные свойства.
Сущность воспитательного процесса, его двусторонний характер. Основные особенности процесса воспитания. Отличие воспитания от обучения. Основные функции воспитания. Система и структура воспитательного процесса.
Логика развития процесса воспитания. Диалектика воспитательного процесса. Противоречия как источник и движущая сила воспитания, их виды, характеристика, пути преодоления в профессиональной деятельности педагога.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Базовые теории воспитания и развития личности. Виды воспитания.
Закономерный характер процесса воспитания. Характеристика закономерностей воспитательного процесса. Особенности их проявления в ходе воспитательной работы.
Понятие о принципах воспитания. Развитие системы принципов воспитания.
Условия эффективности воспитательного процесса. Роль учителя-воспитателя в современном воспитательном процессе.
Проблема идеала в воспитании. Идеализированная и реальная цель воспитания. Цели воспитания в современной российской школе.
Содержание воспитания как формирование «базовой культуры личности». Задачи воспитания школьников.
Понятие воспитанности человека. Критерии оценки воспитанности Гражданина Отечества.
Преемственность воспитания детей школьного возраста.
Методы и приемы воспитания в системе целостного педагогического процесса. Подходы к классификации методов воспитания, их характеристика.
Основные средства воспитания. Использование средств в технологии воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания.
Типология форм внеурочной работы.
Понятие о воспитательной системе школы. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей.
Социально-педагогические связи школы и социальной среды.
Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Методы и формы организации работы с родителями школьников.
Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом.