Тема 3. Теории целостного педагогического процесса
Целостный педагогический процесс как основной фактор развития личности. Сущность педагогического процесса, его двусторонний характер. Объект и субъект педагогического взаимодействия. Виды педагогического взаимодействия.
Структура педагогического процесса, его компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. Общность и специфика процессов обучения и воспитания.
Общие свойства и закономерности педагогического процесса.
Тема 5. Теория воспитания. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
Воспитание как явление общественной жизни и педагогический процесс. Социальная природа воспитания, его основные свойства.
Сущность воспитательного процесса, его двусторонний характер. Основные особенности процесса воспитания. Основные функции воспитания. Система и структура воспитательного процесса.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Базовые теории воспитания и развития личности. Виды воспитания.
Характеристика закономерностей воспитательного процесса. Особенности их проявления в ходе воспитательной работы.
Понятие о принципах воспитания. Развитие системы принципов воспитания.
Проблема идеала в воспитании. Идеализированная и реальная цель воспитания. Цели воспитания в современной российской школе.
Содержание воспитания как формирование «базовой культуры личности». Задачи воспитания школьников.
Методы и приемы воспитания в системе целостного педагогического процесса. Подходы к классификации методов воспитания, их характеристика.
Основные средства воспитания. Использование средств в технологии воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания.
Понятие о воспитательной системе школы. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей.
Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Методы и формы организации работы с родителями школьников.
Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом.