Тема 3. Теории целостного педагогического процесса

Целостный педагогический процесс как основной фактор развития личности. Сущность педагогического процесса, его двусторонний характер. Объект и субъект педагогического взаимодействия. Виды педагогического взаимодействия.

Структура педагогического процесса, его компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный. Общность и специфика процессов обучения и воспитания.

Общие свойства и закономерности педагогического процесса.

Тема 5. Теория воспитания. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Воспитание как явление общественной жизни и педагогический процесс. Социальная природа воспитания, его основные свойства.

Сущность воспитательного процесса, его двусторонний характер. Основные особенности процесса воспитания. Основные функции воспитания. Система и структура воспитательного процесса.

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Базовые теории воспитания и развития личности. Виды воспитания.

Характеристика закономерностей воспитательного процесса. Особенности их проявления в ходе воспитательной работы.

Понятие о принципах воспитания. Развитие системы принципов воспитания.

Проблема идеала в воспитании. Идеализированная и реальная цель воспитания. Цели воспитания в современной российской школе.

Содержание воспитания как формирование «базовой культуры личности». Задачи воспитания школьников.

Методы и приемы воспитания в системе целостного педагогического процесса. Подходы к классификации методов воспитания, их характеристика.

Основные средства воспитания. Использование средств в технологии воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания.

Понятие о воспитательной системе школы. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности. Педагогическая технология организации коллективной жизнедеятельности детей.

Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Методы и формы организации работы с родителями школьников.

Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом, школьным психологом.