Цели и задачи изучения дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Башкирский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по научной работе
и инновациям
_______________ В.Н.Кризский
«____» __________ 20_____ г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ОД.А.03)
Педагогика в системе наук о человеке
(наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта)
Модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО)
По специальности научных работников
13.00.01 | Общая педагогика, история педагогики и образования | |
Шифр | наименование научной специальности |
УМК одобрен на заседании
кафедры педагогики
Протокол № 10 от 24 мая 2013 г.
И.о.заведующего кафедрой | Гильванов Р.Р., к.п.н., проф. | |||
Подпись | Ф.И.О., ученая степень, звание | |||
Разработчик программы | Валеева Р.Р., к.п.н., доцент | |||
Подпись | Ф.И.О., ученая степень, звание |
Стерлитамак 2013
Оглавление
1. Цели и задачи изучения дисциплины | |
2. Объем дисциплины и виды учебной работы | |
3.Тематический план дисциплины | |
4. Содержание дисциплины | |
5. Образовательные технологии | |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
7. Методические указания для преподавателей | |
8. Методические указания для аспирантов | |
9. Перечень контрольных мероприятий, вопросы к экзамену кандидатского минимума и тестовые задания |
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Педагогика в системе наук о человеке» — развитие профессионально-педагогической компетентности аспирантов через формирование у них целостного представления о современной педагогической реальности, ее осмысления на основе понимания сущности и структуры педагогического процесса, умения его проектировать, моделировать и осуществлять в процессе решения профессиональных задач.
Дисциплина «Педагогика в системе наук о человеке» имеет большое значение в общей системе профессионально-педагогической подготовки аспирантов. Она закладывает теоретико-методологическую базу для кандидатского экзамена по специальности.
Задачи изучения дисциплины:
· помочь аспирантам овладеть теоретико-методологическими основами педагогики, современными педагогическими теориями, разрабатываемыми как в нашей стране, так и за рубежом;
· способствовать овладению аспирантами методологией и методикой научно-педагогического исследования;
· формировать систему педагогических знаний о целостном педагогическом процессе;
· ознакомить аспирантов с основными понятиями, теориями, концепциями и системами воспитания;
· формировать у аспирантов необходимые умения по проектированию, осуществлению, оцениванию и корректированию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
· вооружить аспирантов современными дидактическими концепциями и технологиями обучения;
· закладывать основы для формирования профессионального педагогического общения, педагогической техники;
· показать культурно-историческую обусловленность педагогических представлений, моделей воспитания и обучения;
· научить выявлять общее и особенное, традиционное и инновационное в развитии мирового историко-педагогического процесса;
· формировать понимание основных тенденций и противоречий в развитии мирового историко-педагогического процесса;
· научить применять полученные историко-педагогические знания и исследовательские умения для анализа современных проблем воспитания и образования, понимания их истоков и путей решения;
· представить ретроспективу педагогических средств и перспективу их дальнейшего творческого использования;
· обеспечить понимание проблем и тенденций развития современного образования как в нашей стране, так и за рубежом;
· формировать историко-педагогическое мышление аспирантов в условиях множественности культур.
· мобилизовать аспирантов на систематическую и целеустремленную самостоятельную работу по изучению современной педагогической литературы;
· создавать условия для личностного развития аспирантов.
Аспирант должен знать:
· гуманистическую природу, творческий характер педагогической деятельности, основные компоненты педагогической культуры учителя;
· особенности современного социогуманитарного знания;
· концептуальные положения ученых-педагогов по актуальным проблемам воспитания, обучения и развития детей как основу профессиональной деятельности, позволяющей преобразовывать и совершенствовать ее;
· сущность, систему и содержание современного образовательного процесса;
· важнейшие методологические подходы к организации педагогического процесса в современной школе;
· основные дидактические концепции, теории, закономерности, принципы, системы, формы, средства и технологии обучения,
· современные инновационные процессы в школе, основные авторские школы, многообразие образовательных учреждений;
· концепции, закономерности, принципы, формы, методы и средства воспитания,
· национальное своеобразие воспитания, проблемы воспитания культуры межнационального общения;
· духовный и практический опыт человечества в сфере воспитания и образования в различные исторические периоды с древнейших времен и до наших дней; сущность национальных воспитательных систем;
· факторы, тенденции и перспективы развития мирового историко-педагогического процесса, его единство и многообразие;
· истоки гуманистических идей педагогики;
· источники и методы изучения и понимания педагогических феноменов прошлого;
· отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире, особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и поликультурного общества.
уметь:
· анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы к организации педагогического процесса в современной школе;
· применять теоретические знания на практике,
· анализировать реальную школьную практику;
· проектировать плодотворную творческую созидательную деятельность в соответствии с приобретенными знаниями в области передового педагогического опыта по проблемам воспитания и обучения подрастающего поколения;
· применять собственные знания в условиях инновационных изменений современного образовательного процесса;
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
· самостоятельно организовывать научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность;
· проектировать свою педагогическую концепцию;
· конспектировать научно-педагогическую литературу, анализировать научные тексты;
овладеть:
· навыками работы с архивными, документальными, статистическими источниками, первоисточниками изучаемых авторов, научными публикациями по истории педагогики;
· алгоритмом решения педагогических задач;
· педагогическими технологиями (как традиционными, так и инновационными);