МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО КУРСУ «МАСТЕРСТВО АКТЕРА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по дисциплине «Мастерство актера» для студентов специальности 053000 «народное художественное творчество» квалификации «режиссер любительского театра, преподаватель» составлена в соответствии с государственным стандартом ДС. 03.

Данный опыт составления рабочей программы является начальным в том значении, что предмет «Мастерство актера» традиционно для данной специальности преподавался в рамках общей дисциплины «Режиссура и мастерство актера».

Специфика работы будущего специалиста квалификации «режиссер любительского театра, преподаватель» заключается в том, что ему придется иметь дело с живым, непосредственным, стихийным человеческим материалом, т.е. с ребенком, а не процессом профессиональной подготовки актера. Детская креативность отличается изначальными качествами наивности («наивная креативность»), веры, безудержного фантазирования «без берегов», в общем, всего того, что так не хватает искушенному профессионалу. Задача педагога-руководителя любительского театрального коллектива – направить в нужное русло эту неуемную творческую активность (подчас, а в последнее время чаще всего, скрытую глубоко в недрах «бессознательного»). То есть базовый принцип работы – «от бессознательного к сознательному», в отличие от профессионального – «от сознательного к бессознательному», принципиально меняет методы, способы и средства организации учебно-творческого процесса в любительском театральном коллективе. Для продуктивного выполнения этой задачи необходим максимальный набор технических средств актерского мастерства во всем его всевозможном объеме. Данный подход реализуется методом политехнического обучения в театрально-художественной педагогике.

Подчас забывается, что гениальность «Системы К.С. Станиславского» заключается не в разработке метода обучения актерскому искусству (тем более ремеслу), а в открытии фундаментальных законов творческой природы человека не зависимо от рода и вида деятельности, а тем более школ и направлений. Именно принцип универсальности «метода Станиславского» положен в основу разработки данной программы. Принцип исследования и изучения общих закономерностей художественного творчества в театрально-сценической деятельности может преодолеть ту видимую эклектичность и контаминативность (смешение), которую представляет содержание программы.

Традиционное разделение театральных систем на «школу представления» и «школу переживания», на «психологический натурализм» и «формализм», который может быть и важен для «чистоты» стиля профессиональной школы, на современном этапе создает инерционное торможение развитию театрального любительства в сфере преподавания «Мастерства актера». Политехнический метод обучения актерскому мастерству может и должен включать в себя все лучшие достижения в сфере художественно-сценической деятельности, при условии, что он базируется на органике природы художественного творчества.

Для преподавания дисциплины «Мастерство актера» в специфике театрального любительства (специальность «народное художественное творчество») особенно важен опыт студийной педагогики, в русле которой, собственно, и происходило становление и развитие театральных педагогических методов. Первая студия МХТ Л. Сулежицкого, Вахтанговские студии, студии Мейерхольда, студия Станиславского (Оперная) и др. – представляют собой живой, органический опыт поисков и находок, который должен быть положен в основу художественного творчества театрального любительства. Как известно, студийные поиски осуществлялись, главным образом, в сфере творчества актера-человека, а не актера-исполнителя. И не режиссерские эксперименты, а пробы творчества составляли «зерно» и «сверхзадачу» студийного движения. Вахтанговский принцип воспитывать человека, а не актера дал импульс к оформлению «системы» обучения актерскому мастерству. Этого принципа необходимо держаться и будущему специалисту – режиссеру любительского театра.

Настоящая рабочая программа по «Мастерству актера» составлена на материалах работ К.С. Станиславского разных периодов его деятельности. В программу включены и те элементы «системы», от которых Мастер периодически отказывался в силу творческой и организационной политики (что отнюдь не определяет их существенную ошибочность), а также те, от которых отказывалась и отрекалась «редакционная коллегия» «последователей» (и от которых в свое время «отрекался» сам Станиславский).

Терминология Станиславского в тексте программы употребляется без упоминания автора (за исключением тех случаев, когда необходимо терминологическое сравнение с другими авторами). Непосредственно в тексте программы рядом с авторской терминологией проставлены имена Вл. И. Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, Г.А. Товстоногова и др. выдающихся деятелей театрального искусства.

Общий список литературы по всем разделам представлен в конце программы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН