УРОВНИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ – ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Проблема соотношения количества и качества предметного содержания является необходимым рабочим принципом конструирования образовательных программ. Объем предметного содержания обеспечивает качественный выбор форм и методов обучения, позволяет осуществлять процессы конкретизации всевозможных вариантов на каждом отдельном этапе обучения, определяет направление технологических моделей относительно фундаментального содержания.

Театральная педагогика в совокупности представляет собой многоуровневый и многопрофильный фундаментальный содержательный объект. Взаимодействие типичных основных черт исторически дифференцируется на равновесии универсального, общего и специального, чему мы уделили достаточное (и основное) внимание. Но существует еще один существенный аспект «профильного» взаимодействия предметного и метапредметного (междисциплинарного) содержания театральной педагогики.

А именно:

уровень 1) предметной сферы искусства и литературы (живопись, музыка, пластика, драматургия);

уровень 2) предметной сферы творческого развития («работа над собой»);

уровень 3) предметной сферы театрально-сценического искусства («режиссура», «мастерство актера» и т.д.).

Как известно, в определенные конкретные периоды динамического развития начинал доминировать тот или иной уровень предметной сферы и педагогические акценты театрально-образовательных систем смещались на ту или иную составляющую целостной «системы систем». Проблема соотношения «литературы» и «театральности» остро обозначилась еще в среде «школьного театра», в которой «школьная драма» и «школьная пьеса» (в смысле «сценическая постановка») начинали испытывать ряд определенных противоречий и расхождений. «Изобразительная наглядность» и «иллюстративность» (аллегоризм и символизм) также вступали в конфликт со сценической интерпретацией драматургического текста. Появление на общей «сцене» театральной культуры художника артиста как соавтора драматурга (а позднее режиссера) с тщательно разработанным комплексом психофизического инструментария творчества и колоссального набора выразительных средств обострил и без того явные противоречия сценической практики.

В начале работы (Первая глава Первой части) мы уже говорили о методе проблемного обучения и методе выявления противоречий в «системе систем» как творческих принципах овладения предметными сферами и уровнями театрально-образовательного объекта.

Рекомендации к дидактическому практикуму: Рассматривая количественный объем содержательного материала, используйте способы и приемы решения профильных и предметных противоречий в различных театрально-образовательных моделях. Поскольку театральная педагогика определяет и определяется принципом вариативной комбинаторики технологической организации педагогического процесса.

Общие методы обучения дифференцируются на систему правил организации деятельности педагога (методы преподавания, «научения») и деятельности ученика (методы учения).

«Театральная дидактика» непосредственно основана на аспектах развития и обучения как метод «обучения саморазвитию», т.е. относится к разряду методов продуктивного обучения (креативного). Что подразумевает соответствующие формы и методы организации образовательного процесса – научить методам организации и построения собственной траектории образования (самообучение и самообразование).

Общие креативные методы обучения (развития) тесно связаны с когнитивными процессами познания и самопознания и классифицируются на:

1) методы эмпатии (вживания) или «познание изнутри» – «вчувствование», «переселение», «перевоплощение» в состояние другого объекта (субъекта);

2) методы образного видения – эмоционально-образное исследование объекта;

3) методы смыслового видения – чувственно-мысленное познание идеи объекта, его «первосмысл», «прообраз», «архетип», причинно-следственные связи его существования;

4) методы метафорического видения – на основе направленной аналогово-ассоциативной связи осуществление переноса свойств и качеств одного объекта на другой;

5) методы символического видения – вскрытие глубинного образа реальности на основе идеальных построений (условных, знаково-символических);

6) методы аллегорического видения – воплощение образа (идеального) на основе реальных построений (обращение конкретного смысла в универсальное значение);

7) методы художественного наблюдения (эвристического, креативного) – организация наблюдения как целенаправленное индивидуально личностное восприятие (видение как поиск и видение как продукт фантазии и воображения);

8) методы художественного видения – развитие способностей увидеть в частном (конкретном) проявление общего (единого) – pars pro toto («часть вместо целого»);

9) методы исследования – исследование фактов «предлагаемых обстоятельств» (место и время, мотивация, целеполагание, способы достижения);

10) методы ошибок – обязательный метод организации творческого поиска и конструктивного использования (анализ и самоанализ);

11) методы придумывания (фантазирование) – способ создания неизвестного ранее посредством приемов: замещения качеств (свойств) одного качествами (свойствами) другого; перенесение в иную среду обитания (отыскание способов существования); изменение какого-либо элемента объекта (предмета);

12) методы «Если бы…» («а, вдруг!») – представить что произойдет, если что-нибудь резко изменится («предполагаемы обстоятельства», непредвиденные «события»);

13) методы образной картины – воссоздание образа состояния целостности и нерасчлененности;

14) методы гиперболизации – увеличение или уменьшение отдельных частей, свойств или качеств;

15) метод агглютинации (оксюморон) – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей (черный снег, вершина ада – пропасти, живой труп, убогая роскошь, сила слабости, объем пустоты и т.д.).

Рекомендации к дидактическому практикуму: На основе содержательного материала по курсу «Мастерство актера» продолжите заданную классификацию методов продуктивного обучения (саморазвития).

Вам также предлагается рассмотреть количественный объем содержательного материала по курсу «Мастерство актера» и на основе его разработать качественные модели (идеальные) авторских программ, методик, и технологий художественно-творческого развития, воспитания, формирования и обучения в сферах художественно-эстетической образовательной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: