К программе «Мастерство актера»

В процессе творческой работы над «мастерством актера» необходимо учитывать следующие положения:

1. «Мастерство актера» как дисциплина является школой воспитания человека, а не «актера». Т.е. на основе актерского искусства развиваются общие способности ребенка, а не специальные.

2. Познание себя возможно только через познание Другого («Другого–себя», «Другого–в–себе», «Себя–в–Другом»).

3. «Мастерство актера» развивает художественную целостность человека («Образ Я», «Образ Другого»). Понятие образности является основополагающим в «работе над собой». Формирование художественной образности строится на основе поиска алгоритма «симультанного» образа, последовательно преобразующегося в этапах существования «конкретно-чувственного», «идеального» и «эталонного» образа.

4. «Мастерство актера» как предмет художественного развития и воспитания основано на формировании художественного вкуса и коллективной этики (что, по сути, эквивалентно пониманию дисциплины и самодисциплины).

5. «Сценическое» воспитание основано на следующих принципах: соотношение комплекса «жизненная правда» и «сценическая правда»; учение о сверхзадаче как учение об активности и действии; органичность и перевоплощение на основе формирования внутренней и внешней техники; единство чувства правды и чувства формы.

6. Рабочий процесс по «Мастерству актера» строится на основных элементах системы К.С. Станиславского по принципу «действие как основа сценического искусства», «действие как живой органический процесс, направленный на осуществление определенной цели».

Если «искусство актера» одно из средств познания мира человека, если оно выражает природу человека – необходимо начать с простейшего подражания этой природе. Когда ребенок овладеет этим, научится быть естественным, лишь тогда он сможет оценить естественность и органичность, сможет избирать те выразительные средства, которые считает необходимыми для выражения самочувствия, сможет вводить их в новые связи, сможет преображать их, образовывать новые элементы.

Познавая основы мастерства актера, природу актерского самочувствия, человек приобретает самую важную черту в своих взаимоотношениях с миром – умение почувствовать свою и его индивидуальность.

Разбираясь в элементах системы К.С. Станиславского, постепенно познавая их суть, необходимо помнить о том, что Станиславский всегда настаивал на том, что понимать – означает уметь. Уметь видеть, развивать в себе способность к восприятию.

В комплексе элементов внешней и внутренней техники «актера» главным в процессе обучения является чувственное восприятие. Восприятие – есть основа и источник сценического отношения и оценки актера, а значит источник любого сценического действия. Познание принципов и форм восприятия, его тренировку и развитие необходимо начинать с первого дня обучения, а уже вокруг него можно строить изучение других элементов.

В практический курс первого этапа по мастерству актера входят:

– упражнения на освоение элементов внутренней и внешней техники (внимание – воображение – психоэмоциональная память);

– сценические импровизации и игры;

– этюды на сценическое восприятие;

– жизненные наблюдения;

– этюды на «профессиональный навык» и т. д.

В любом намерении педагога должно быть главным – пробуждение пристрастия к действию, как к основному элементу актерской школы «переживания». Верность действию, проходящая через весь учебный процесс, обеспечивает цельность и неделимость его на отдельные элементы.

Необходимо с самого начала обучения настраивать ребенка на художественную поэтизацию действия, рождаемого сценическим событием. Именно событие явилось ключом к методу действенного анализа, что дало возможность К.С. Станиславскому развить основы высшей правды о природе театрального искусства.

Восприятие события – поиск самого первого, непосредственного ощущения происходящего, не придуманное, не взятое напрокат из чужих находок, не вторичное, а свое, индивидуальное. Воздействие события должно порождать стремление выявить («выстроить») неповторимый поступок в адрес события. Любая имитация подлинного восприятия является нарушением творческого процесса. Главный принцип восприятия: мое первое впечатление, переведенное в действие, в поступок.

На восприятии события необходимо, меняя предлагаемые обстоятельства, тренировать воображение, добиваясь качественного выполнения вариантов задания. На этом должно быть основано воспитание образного мышления. Педагоги должны добиваться предельной искренности и откровенности самовыражения. Прививать вкус к сегодняшнему способу выражения своих мыслей и чувств, к современной лексике простых психофизических действий.

Этому способствуют упражнения в актерской импровизации. Основная цель импровизации – познание закономерностей творческой деятельности через свою природу и характер сценической игры. Это импровизации, рождающиеся от заданного жеста, сценической позы, слова, атмосферы, темпа–ритма и т.п. В таких импровизациях тренируются в комплексе все элементы внутренней и внешней техники актера, достигается и такая важная цель первого этапа обучения как раскрепощение, освобождение, причем, не только физически, но и психологически.

Главное достоинство подобных упражнений заключается в выработке импровизационного самочувствия, составляющего суть творческой природы артиста. «Усвоить психологию импровизирующего актера – это, значит, найти себя как художника» (М. Чехов). Импровизационное самочувствие так же связано с восприятием. Это постоянная готовность воспринять явление, факт, событие, поступки партнеров.

В качестве первого этапа работы над этюдами – раздел «наблюдения», который может включать самые разнообразные задания: наблюдения за трудовыми процессами и трудовыми навыками, логикой физических действий, физическим самочувствием людей самых разных возрастов и профессий, характером их восприятия окружающей действительности. Эти элементы могут усложняться путем их сочетания, соединения и доводиться до уровня развернутого этюда.

В такой работе изучаются черты восприятия у каждого учащегося, т.е. его способность удивляться, анализировать, сопереживать и сострадать, негодовать, философствовать, размышлять, пародировать, иронизировать и т.д.

Второй этап ставит перед учащимися задачу освоения одного из важнейших элементов актерского мастерства – активного воздействия на партнера и правильного восприятия его контрдействия. В него включается точное определения природы конфликта, овладения школой выразительных средств актерского искусства.

Этюды построены на укрупнении предлагаемых обстоятельств, обострении конфликта в условиях: «я в предлагаемых обстоятельствах». Перед учащимся не ставится задача создания образа или выявления характерности, но необходимо настаивать на том, чтобы работа над «предлагаемыми обстоятельствами» осуществлялась на основе образного мышления. Логика поступков и линия поведения, логика поведения и логика мышления, внутренняя речь и рожденное слово, активность и непрерывность существования, задача и ее пластическое воплощение – вот положения, на которые следует обратить особое внимание.

return false">ссылка скрыта

Не имея авторского текста, пользуясь текстом импровизационным, учащиеся приучаются к пониманию точного соответствия слова и действия, необходимости, целесообразности речи, создания «киноленты видений», «иллюстрированного подтекста».

Навыки общения с партнером, опыт работы в массовых этюдах способствуют освоению самого сложного вида импровизации: групповой импровизации.