Концептуальное обоснование рабочей программы

«Художественное развитие внутреннего Я»

Социологическую характеристику современного состояния общества можно вместить в одно понятие – «бездуховность»: прагматическая узость мышления, потребительство, невежество, агрессивный индивидуализм, «тусовочная» стадность, порожденная фрустрациями и т.д. и т.п. На сегодняшний день мы имеем одну реальную основу творческой жизнедеятельности – внутренний мир ребенка.

Важно глубокое изучение внутреннего мира конкретного ребенка, а не поиск новых научно-теоретических баз и философских, психологических, педагогических и художественно-эстетических обоснований. Однако мы откладываем это изучение в надежде на отдаленное «завтра». Необходимо осознать, что дети не только наше будущее, но и настоящее. Сегодня нельзя откладывать на потом то, что приносит нам новое поколение, и преступно держать их во вчерашнем дне.

«Вчерашний день» педагогики – акцент на внешней форме личностной организации ребенка, под которую «подгоняется» индивидуальная природа, т.е. задается «модель подражания подражанию», переходящая в «динамический стереотип». Это педагогика ярко выраженного внешнего или затемненного внутреннего конфликта между «формой» и «содержанием».

На современном этапе практическая психология (психотерапия) активно использует способы и приемы различных видов искусства, создавая особую отрасль – арттерапия. Телесно-пластическая терапия, музыкальная терапия, психодрама, игровая терапия и пр. – все эти методики зарекомендовали себя как достаточно эффективные и продуктивные средства лечения и психологической коррекции. Основное достоинство их практической реализации заложено в научно концептуальном обосновании.

К сожалению, так называемая «художественная деятельность» сегодня остается на уровне «художественной самодеятельности» (которая, кстати, имела очень мощное методологическое обоснование, но не в предмете деятельности, а в идеологии). Остается общепринятым положение о том, что сама специализированная предметность «сферы художественного творчества» дает достаточно много для организации учебно-воспитательного и учебно-творческого процесса. Данное положение в принципе ошибочно.

Предмет «художественное творчество», как и понятие «художественность» остаются не расшифрованы как в психологическом аспекте, так и, соответственно, в педагогическом.

Отсутствие научно (или мировоззренчески) обоснованной концепции художественного творчества (которая, разумеется, требует практической апробации) может привести к необратимым процессам психического развития ребенка в плане художественного, а, следовательно, целостного развития.

Исходя из практического опыта работы экспериментально-инновационной школы-лаборатории с детьми и юношеством, мы предлагаем комплексную схему развития внутреннего «Я» по 4 ступеням:

1 ступень: «я» = «я»

Тождественная взаимопомощь «внутреннего и внешнего», «формы и содержания» – основная и самая сложная ступень развития равновесия между личностным проявлением и внутренним миром ребенка. Она проходит в 3 этапа:

1 этап – изучение внутренних возможностей;

2 этап – переведение их в потенциально творческую реализацию;

3 этап, завершающий – внешнее выявление (самовыражение).

Тщательная разработка методики индивидуального подхода обусловлена ответственностью педагога за работу 1 ступени по развитию внутреннего «Я», так как от нее зависит дальнейшее действие схемы.

2 ступень: «Я» = «Другой»

Этап внешнего выявления (1 ступень) – переход в осознание своего внутреннего «Я» по отношению к другому.

Эту ступень можно назвать «азбукой общения», общения внутреннего и внешнего. Схематическое изображение такого общения усложняется.

Линейную структуру конфликтного общения условно можно выразить следующим образом:

личностно-монологический тип «закрытой» коммуникации или конфликтный, который схематически обозначен на рисунке:

«Я» «Другой»

(«Я»–«Я») («Я»–«Я»)

Бесконфликтный тип общения строится на принципе «открытой» диалогической коммуникации.

На схеме его можно выразить так

«Я» «Я»

Другой

«Я» «Я»

Два уровня диалогического взаимопонимания:

- уровень личностных проявлений;

- уровень внутреннего взаимопонимания.

3 ступень:

Здесь работа строится как более усложненный вариант предыдущей. Принцип действия диалогического понимания и взаимопонимания переносится на полилогическую коммуникацию коллективного микро социума.

На 2 и 3 ступенях работы, при наличии метода индивидуального подхода, основным условием является создание микросреды бесконфликтного существования.

4 ступень:

Это результат комплексного развития внутреннего «Я», «Я» и «Мир» Формирование «расширенного», «глобального» сознания – понимание и различение себя, как неповторимой индивидуальности, в контексте окружающего мира; себя как неотъемлемой части целого.

На этом этапе важна работа над индивидуально-творческим само моделированием собственного поведения и моделированием творчески-коммуникативной среды. Здесь необходима разработка методики курирующей, направляющей деятельности педагога.

Исходя из общей концепции многоступенчатого развития внутреннего «Я», мы разрабатываем методики обучения на принципе взаимообратного активно-творческого сотрудничества с учащимися. Для этого в процессе обучения осуществляется индивидуальный подход к ученику как к неповторимому, уникальному явлению, требующему оригинального набора программ для его внутреннего и внешнего развития.

Концепция «бесконфликтного существования» вовсе не означает «аморфного» существования. Искусство есть динамика жизни в ее борьбе, проблемах и конфликтах. Но речь идет о творческой природе конфликта. Природе взаимопонимания, прошедшей школу воспитания чувств через формирование навыков и умений воссоздания повседневных, обыденных жизненных коллизий в художественном драматизме возвышенного.

Вся программа развития, воспитания, обучения и образования комплексно комбинируется кураторами из практики преподавания спец дисциплин и общих методологических принципов, которые разрабатываются экспериментально-творческой лабораторией.

Программа «Художественное развитие внутреннего Я» строится на основе преподавания творческих дисциплин – музыкальное воспитание, вокал, речь, пластика, художественное движение. Их ведут профессионально подготовленные специалисты, имеющие опыт работы по данной программе.

Главное методическое условие и требование – проведение занятий не должно проходить в узкой специализации, предмет является только поводом к всестороннему развитию личности на основе раскрытия внутренне индивидуальной природы человека. Исходя из этого условия, занятия строятся на принципе меж предметных связей, где практика органично сочетается с теорией. Важно дать понять, что за многообразием форм проявлений лежит единый принцип внутреннего самораскрытия.

На современном этапе дошкольного воспитания, школьного и дополнительного образования мы наблюдаем становление процесса «эстетизации» и «гуманизации». В садах, лицеях, гимназиях вводятся программы дополнительного образования с игровыми методиками преподавания. Работа прежних школьных драмкружков переходит в спец предметы «актерского мастерства» и прочих театральных дисциплин. Институт искусств и культуры готовит для этого специалистов – режиссеров-педагогов. Для общего образования это несомненное преимущество.

Однако здесь возникает ряд серьезных проблем.

Первая – общая: подмена культуры образованием, «художественного творчества» – «художественной деятельностью», а они имеют разные задачи и аспекты в системе общего воспитания.

Вторая – сугубо специальная: методика преподавания театральных спец дисциплин строится на основе методов подготовки профессиональных актеров, а основной способ существования актера на профессиональной сцене выходит из природы конфликта (внутреннего и внешнего), что предполагает работу уже сложившейся личности, способной вынести и осознать данную природу. Ребенок в этой системе может принять лишь «модель подражания» взрослому миру. Это не его Среда. Возникающие отсюда неорганичность поведения и внутреннее самоощущение фальши порождают конфликт непонимания собственного поведения и поведения взрослых. Он теряется во внешних пристройках, учится прятаться за них, замыкается в себе и от себя.

Элементы актерского мастерства (внимание, воображение и другие), занятия вокалом, пластикой и т. д. несут в себе богатые возможности раскрытия индивидуальности, при условии, что она сама (индивидуальность) принимает активное участие в формировании собственных моделей поведения и творческой среды. Именно на это должен делаться основной акцент воспитания, а не на подготовку «школьного актера». Принцип игры не должен использоваться внешним образом, быть «театральным» в дурном значении этого слова. Сегодняшняя педагогика должна внимательно следовать внутреннему миру ребенка, так как не мы, а он может открыть нам будущее.

На основе общих положений практической реализации программы «Художественное развитие внутреннего Я» предлагается создание экспериментально-инновационной лаборатории по разработке концепции «Человек XXI».