СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ВВЕДЕНИЕ

в специальную – профессиональную педагогику

Понятия «общая» и «специальная» педагогика. Понятия «образовательная система» и «образовательная модель» как соотношение «реального» и «идеального». Различные дидактические системы как общие методы и частные методики обучения. Типы образования «формирующей педагогики» («Человек – глина») и «педагогики развития» («Человек – семя»).

Проблема специализированного обучения. Равновесное соотношение «общих», «специальных» и «творческих» способностей в системах «общего» и «специального» образования. Соотношение понятий «обучение и развитие», «обучение и воспитание», «обучение и творчество».

Закономерности обучения – продуктивность целей, содержания, технологий, форм, методов и средств обучения.

Законы обучения – социально-общественной обусловленности; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности; целостности и единства образовательного процесса.

Принципы обучения: принцип индивидуальности; принцип природосообразности; сознательность и активность; наглядность; систематичность и последовательность; доступность; принцип прочности; научности; связи теории с практикой; продуктивности, ситуативности.

Эвристический принцип конструирования принципиально нового образовательно-педагогического типа.

РАЗДЕЛ I

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Тема 1. «Народная» дидактика обрядово-ритуального синкретизма: игровые и знаково-символические средства «народной педагогики».Архаическая система инициаций–посвящений во «взрослую» жизнь рода. Игровое подражание в повседневной деятельности воспроизводства, в общении с природой и в ритуалах космогонических представлений и верований – реальное и идеальное.

Условно-символическая сакрализация пространства обрядовых действий и процессы их знаково-символической «театрализации». Игровая сакрализация времени и пространства («игровой хронотоп»). Игровая персонификация и процессы идентификации с мифическими персонажами.

Детский фольклор как эффективные мнемотехнические средства и игровые методики запоминания и воспроизводства: байки, приговорки, прибаутки, загадки, хороводы и т.д. Принципы всеобщей «ритмизации».

Форма универсального обучения – «домашнее»: «кормильство», «дядьки», «кумовство», «мастера грамоты» и пр.

Главный принцип природосообразности: «уча учи нравом», «каждый имеет свой облик лица». Перспективное опережение: педагогика «свободного развития» – Руссо, Толстого, Сулержицкого; выразительные формы «первобытного мышления» – Эйзенштейн, Леви-Стросс; «мифическое мышление» театрализованных действований – М. Элиаде и др.

Тема 2. Античные модели обучения развития и формирования: «внешние» («пайдейа» Платона) и «внутренние» («энтелехия» Аристотеля).Диалоги Сократа: определение творчества как продуктивной деятельности – «переход из небытия в бытие». Перспективное опережение: эвристическое обучение как дидактический подход (принцип «увеличения незнания») – осознание незнания, выявление противоречий, формирование проблем, конструирование определений.

Греческая «пайдейа» и римская «гуманитас», общий смысл которых — воспитание и образование, делающее из природного человека достойного гражданина. Перспективное опережение: категории «интуиция» и «вдохновение».

«Мусейа» как область духовных достижений образованного человека: (греч. museion – храм муз), совокупность научных и учебных учреждений, «Александрийский мусейон» – один из главных центров науки и культуры древности.

Мусическое воспитание (от греч. musike – общее образование, духовная культура, букв. – искусство муз) как система умственного, эстетического, нравственного воспитания в Древней Греции, включавшая литературное и музыкальное образование, знакомство с основами наук, изучение ораторского искусства, политики, этики, философии в сочетании с гимнастикой. Перспективное опережение: эталоны греческой педагогики в образовательных системах Возрождения и Просвещения.

Энетелехия (греч. entelecheia – завершение, осуществленность), понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия, в том числе и внутренних (потенциальных) возможностей каждого человека. Понятие «подражание» (мимесис).

Калокагатия (греч. kalokagathia, от kalos – прекрасный и agathos – добрый) как гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств – идеал воспитания человека.

Греческое «techne» — «искусство–ремесло–мастерство», как универсальное обозначение совокупности средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества: «ремесло и природа», «ремесло и человек», «ремесло и искусство».

«Риторские школы» – высшая гуманитарная школа и первая модель специализированного образования «публичного» человека. Перспективное опережение: «школьный театр».

Тема 3. Модульный принцип средневековой дидактики: ремесло и универсум. Профессионально-ремесленная, «цеховая» дидактика. Модульный метод: «максимум знаний – из минимума знаний». Модульный принцип соотношения ремесла и религиозного универсума как части и целого – pars pro toto (часть вместо целого). Первичная ритмичность и обязательная ритмизация трудового процесса как изначальная гармонизация мира.

Специализированные формы обучения: училищное, профессиональное, церковноприходское, монастырское, сословное, групповое, бытовое, индивидуальное.

Средневековые монастыри как центры «духовно-книжного» и профессионального образования. Первые университеты Европы как центры наук и свободных искусств: от «риторских» классов к «школьному театру»; от «первичной грамоты» к драматическим опытам инсценировок учебно-образовательных дисциплин «Риторики» и «Поэтики».

Общие процессы формирования искусственной, «условной» среды существования – образовательно-игровой: олицетворение, персонификация, мифологизация, аллегоризм, символизм, эмблемата, «театрализованная декорация» «школьного театра». Дидактические методы наглядности и иллюстративности в театрализованных формах обучения, их отличие от изобразительной наглядности и иллюстративности.

Тема 4. «Художественный космос» Возрождения и принцип античного «Техне»: ремесло и искусство.Панхудожественный принцип (от греч. pan – все) универсальности «ремесленников» Великого Ренессанса. Весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному. Антропный принцип саморазвития – человек способен стать творцом собственного «Я».

Модульный метод как принцип соотношения ремесла и «художественного» универсума по законам красоты и совершенства природы. Антропный закон обучения: «Человек – мера всех вещей». Элитарность «посвященных» и принцип доступности. «Школьный театр» как «ожившая» картина прекрасно далекой Античности.

return false">ссылка скрыта

«Университетские умы» и бродячие комедианты как соединение «высокой книжности» и игровой культуры («низовой»). Драматизация «площадных» жанров: театрализация и театр. Всеобщий универсум театральности – «весь мир – театр».

Тема 5. «Великая дидактика» Я.А. Коменского – начало становления общепедагогического метода.Первая фундаментальная работа по теории обучения – «универсальное искусство учить всех всему». Научное обоснование идеи всеобщего обучения на родном языке и единой школьной системы. Создание науки по изучению родного языка как начало национальной «школьной драмы». Дидактика – искусство обучения и воспитания (принцип воспитывающего обучения).

Современное определение «дидактика» (от греч. didaktikos – поучающий) – раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

Модульный метод соотношения ремесла и природы. Принцип природосообразности – «Все из собственных корней». Классная система школьной организации учебного процесса. Принципы «краткости», «приятности» и «основательности». Раскрытие способности понимать. Рекреативная функция «школьного театра».

Тема 6. Эпохи Реформации и Просвещения: процессы дифференциации в формировании различных систем образования. Общая тема Реформации – «свобода или предопределенность». Иезуитский орден и первая «государственная» концепция образования. «Иезуитский коллеж» и «иезуитский театр» – образовательно-воспитательный «комплекс идеального дилетантизма». Персоналии: Декарт, Корнель, Сирано де Бержерак. Формирование основ классицизма.

«Логика сердца», «янсенистский психологизм» и «психологический трагизм» Персоналии: Паскаль, Расин. Формирование основ «психологического метода» театрально-сценической «школы переживания».

«Национально-государственный протестантизм» и «внешняя» образовательная система. Идеологическая и эстетическая функции «школьного театра», его тематическая актуализация и театрализованная конъюнктура (нарушение принципа симультанности).

Поздний классицизм И. Гете и идея метаморфоз – ее перспективное опережение: Вальдорфская педагогика Р. Штейнера и актерская технология М.А. Чехова: психология цвета и образное переживание предметов, эвритмия – искусство движений сценического, педагогического, лечебного (греч. eurythmia – соразмерность, слаженность, ритмичность). Проекция культурно-исторического «цикла метаморфоз» на комплексное психофизическое развитие человека (тело–душа–дух–«Я-концепция» или «Самодух–Я»).

РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 1. Становление «светской», «государственной» модели «внешнего» общего образования в России XVIII столетия.«Духовное» и «светское» образование. Научный подход к решению педагогических проблем. Становление и развитие культуры и «индустрии» развлечения. Славяно-греко-латинская академия, семинарии и «школьный театр». «Рыцарская Академия» – Кадетский Сухопутно-шляхетный корпус и «Кадетский театр». А.П. Сумароков – первый директор, режиссер и педагог Первого Российского театра.

Демократизация и государственный престиж университетского образования. «Университетский театр» и перспектива развития студенческих театров. Московский Воспитательный дом – первый педагогический эксперимент по формированию «нового» человека от культуры и искусства. «Мода на образование» и «любительский театр».

Тема 2. Культурно-просветительские системы образования первой четверти XIX столетия (категориально концептуальный комплекс).Эстетический морализм Классицизма и дидактическая концепция художественного творчества. Понимание художественного таланта как природной одаренности – «гений есть образцовая оригинальность природного дарования субъекта» (Кант). Творческая способность воображения как единство сознательной и бессознательной деятельности (Кант, Шеллинг). Внутреннее самораскрытие романтиков как освобождение от рутины повседневного. Игра как эстетическая и познавательная способность художественного творчества; сентиментальный и наивный типы творчества; эффект воздействия произведений, являющих средоточие негативных образов реальности – «настоящая тайна искусства мастера заключается в том, чтобы формою уничтожить содержание» (Шиллер).

Тема 3. Общая проблематика дифференцированного обучения в контексте процессов интеграции образовательных систем.Казенное образование и методы специализированного обучения («синкретическая» дидактика). Образовательные реформы XIX столетия: становление и развитие принципа общего «самообразования» и «самообучения» в системе специального образования.

Личностно-ориентированные и природосообразные системы образования – «индивидуальный подход» в общей и специальной педагогике. Перспективное опережение: становление «метода Станиславского» и «студийные принципы».

«Взаимное обучение» Белл-Ланкастера и система частного образования в России. «Ланкастеровский» метод «товарищеского» обучения: Царский Лицей – лучшая мировая модель целостного развития обучением и воспитанием.

Дилетантизм – свободная форма самовыражения в искусстве. Любительство – свободная форма самовыражения в художественном творчестве.

Педагогика «просвещенных театралов» и традиция «домашних театров» (от дома Голицина до «Любимовки» Алексеевых). Образование в частных театрах (Шереметев и др.). Школа «салонного» образования (Оленин, Шаховской, Озеров, Крылов). «Литературное товарищество» и школа «драматургической» педагогики (Грибоедов, Пушкин, Гоголь).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО I ЧАСТИ

1. Андреев М. Средневековая европейская драма. Происхождение и становление (X – XIII в.в.). – М.,1989.

2. Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII – XVIII веков. – М., 1958.

3. История зарубежного театра: Театр западной Европы/ Под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. – М., 1971, Ч. 1 – С. 81–99.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика. – М., 1934.

5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. – М., 1992. – 527 с.

6. Педагогическое наследие: Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци/ Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1989. – 416 с.

7. Софронова Л.А. Старинный украинский театр. – М.,1996.

8. Хамаза Е.И. Театр одного актёра. Зрелищная культура Франции XVII века. – В журнале «Человек» – М.: Наука, 1991, № 6, с. 116 – 127.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

10. Неравнодушная природа// В кн.: Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства. – М., 2002. С. 213–230.

Дополнительная литература:

Бахтин М.М. Творчество pub-1201569435861782" data-ad-slot="2853903535">