Организация производственного процесса на сервисном центре
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исходные данные:
Согласно заданию на дипломное проектирование исходными данными для расчета являются:
количество рабочих дней в году | 305 дней |
количество смен | |
длительность смены | 8 ч. |
число заездов автомобилей для обслуживания, в год | |
число заездов для уборочно-моечных работ | |
количество автомобилей обслуживаемых на сервисном центре в год | 3000 шт. |
трудоемкость диагностики автомобиля: | |
малого класса | 1 ч |
среднего класса | 1 ч 20 мин. |
среднегодовой пробег обслуживаемого автомобиля | 20000 км. |
Сервисный центр будет обслуживать легковые автомобили среднего и малого класса, функциональная схема которого показана на рис. 2.1.
Из рис. 2.1. можно сделать вывод об организации производственного процесса на сервисном центре, диагностики, ремонта и обслуживания легковых автомобилей с последовательностью выполнения работ:
автомобили, прибывающие в сервисный центр попадают в пункт приемки автомобилей напрямую или через мойку. В сервисном центре выделяются основные стадии: прием заявки; подготовка к выполнению заказа в согласованные сроки; прием автомобиля в ремонт; технический контроль; передача автомобиля владельцу;
в пункте приемки автомобилей проводится контрольный осмотр автомобиля вместе с владельцем составляется заказ, в котором по желанию с клиента и по договоренности с ним регистрируются дефекты автомобиля, клиент информируется о стоимости работ по заказу, заполняется наряд. Возможна предварительная запись с назначением времени и даты принятия автомобиля, в удобное время для заказчика.
Рис. 2.1. Функциональная схема проведения диагностических и ремонтных работ на сервисном центре
Оформляется предварительная запись, после этого клиент попадает в зону ожидания и ждет очереди, на осмотр и диагностику автомобиля;
из зоны ожидания автомобиль попадает на один из постов диагностики, где он проходит техническую диагностику и с полученными данными может направиться или в зону ремонта, или в зону выдачи автомобиля, если он не желает воспользоваться услугами по ремонту автомобиля на сервисном центре.
Участок диагностики автомобилей обустроен специализированными постами:
шиномонтажный участок;
ремонт и обслуживание карданных передач;
ремонт и обслуживание главной передачи;
регулировка СО и СН;
уборочно-моечные работы.
В зоне технического ремонта устраняются обнаруженные неисправности автомобиля, его агрегатов и узлов. После этого автомобиль отправляется в зону выдачи автомобиля.
Для повышения эффективной политики продвижения услуг автосервиса необходимо изучать потенциальных потребителей. Анализ качества деятельности сервисных центров показал, что часть из них управляются неэффективно и не имеют перспективы удержаться на рынке. Основной причиной проблем чаще всего являются не готовность управленческого персонала к современным требованиям и сложной ситуации на рынке автосервиса. Деятельность сервисного центра должна приносить такую прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточно средств для обеспечения возможности, смягчать или устранять влияние возможных рисков в будущем.
Потребности потребителей услуг автосервиса различны. На объем предоставляемых услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей оказывают большое влияние уровень доходов и покупательская способность населения.
Организации и частные лица с низким уровнем дохода предполагают ремонтировать автомобили своими силами или на собственной производственной базе и в автосервис обращаются редко. Организации и частные владельцы автотранспорта, менее стесненные в средствах, наиболее часть прибегают к услугам автосервисных организаций.
Потребителя интересует комплекс сервисных услуг, их технический уровень и качество выполняемых работ.
Качественный автосервис предусматривает:
высококачественное и своевременное обслуживание и ремонт автомобилей;
разумные цены;
доброжелательное обслуживание клиентов;
эффективную, аккуратную и быструю офисную работу, т.е. оформление заказов, подготовка документации и т.д.
Деятельность сервисной службы успешна, если учитываются реальности рынка и производственные возможности сервисных служб, правильно оцениваются тенденции рынка и изменения в желаниях потребителей.
Проектирование сервисного центра легковых автомобилей в условиях современного рынка невозможно без изучения сегмента рынка, в котором предполагается создание автосервиса. Поэтому необходимо скорректированная на рынок система методик предварительной оценки анализа и расчетов основных показателей проектируемого центра, где важны не только точность получаемых параметров, но строгая логическая последовательность выполнения работы по обоснованию и расчету сервисного центра автомобилей.
Технологическая планировка зон и участков проведения диагностики автомобиля представляет собой план расстановки постов, автомобиле- мест ожидания, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно транспортного и прочего оборудования. Диагностирование является одним из элементов технического обслуживания и ремонта автомобилей. Оно осуществляется с использованием специального оборудования без разборки объектов диагностирования. Примерный алгоритм диагностирования и процедура принятия решения приведен на рис. 2.2.
В связи с тем, что поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованиям и объему работ, организация станции обеспечивает выполнение любого их сочетания, т.е. обладает достаточной гибкостью технологического процесса. На практике это удовлетворяется применением методов технического обслуживания и ремонта на универсальных постах.
Рис. 2.2. Пример построения алгоритма диагностирования и процедура принятия решения
При таком методе обслуживания технологического процесса посты бывают тупиковые и проездные. Первые используются для технического обслуживания и текущего ремонта, а вторые при проведении уборочно-моечных работ.