Вопрос 50. Современные задачи социологии образования
социология образования – это отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его учреждения как социальные организации, а также социальную политику в области образования.
Новые тенденции в образовании:нерпрерывное образование (в связи с ускорением развития технологий, усилением темпов производства, работник, для того чтобы оставаться «на плаву», быть востребованным специалистом, вынужден постоянно обучаться, переквалифицироваться.), дистанционное обучение.
Познавательные возможности, открываемые социологией образования, в главном сводятся к следующему:
1. Тем самым социология образования позволяет избежать научного провинциализма в профессиональном поведении работников образования, делает их более способными к расширению собственного опыта, к распознанию и пониманию различных субкультур, взаимодействующих в сфере Образования. Она же поможет работнику образования лучше адаптироваться в непривычной социальной среде, отличающейся от условий его собственной социализации.
2. Социология образования существенно усиливает научно-аналитическйй потенциал работников образования: Уже сегодня Они встречаются с нарастающим объемом исследований новых Процессов в молодежной среде, в функционировании семьи, в развитии самой системы образования. Поэтому современные работники образования должны обладать некоторой компетентностью в научной работе. Они заинтересованы в ведений не только элементарного статистического учета, но И анализа и
3. Социология: образования дает лучшее видение различных социальных статусов, ролей и ролевых ожиданий, встречающихся внутри системы образования. Это важно для профессиональной адаптации педагогов, помогает избегать социальных конфликтов и психологических травм в образовании.
4. Руководители системы образования могут, благодаря обращению к социологии образования, овладеть знанием тех социальных сил, которые сознательно или подсознательно, прямо или косвенно влияют на процессы образования.
5. Социология образования вместе со смежными отраслями знания (философией и историей образования, экономикой образования) может помочь определить: какие решения в образовательной политике будут эффективны, и какие — нет. Если образовательная психология помогает в оптимизации индивидуальной образовательной деятельности, то социология образования необходима для оптимизации группового поведения и институциональных взаимодействий. Она необходима в определении целей и объектов воздействия, в определении того образа социального поведения, который должен стать результатом образовательной программы.